Госансамбль «Симд» — возвращение легенды19.02.2021 20:18

Госансамбль "Симд" - возвращение легендыфото Натальи Айриян

Государственный ансамбль “Симд” после болезненной реорганизации выступил с первыми концертами в Цхинвале, которые можно считать стартом новой вехи в культурной жизни и национальной хореографии в Южной Осетии. “Симд” будет жить дальше. У легендарного коллектива есть будущее, у Республики культурная дипломатия, у народа — сила искусства.

Власть эпохи застоя закончилась и теперь важно держать планку. Уже можно сказать, что экзамен сдан, зритель завоеван и смелыми новаторскими постановками, и классикой в безупречном исполнении, и разнообразием репертуара, и танцевальными костюмами — лучшими, по признанию специалистов, среди всех кавказских коллективов.

Но, давайте с самого начала, с того, как тяжело все давалось и почему нельзя было отступать.
Руководство «Симда» и танцоры подвергались травле в социальных сетях на протяжении длительного времени и это не могло не влиять на рабочую атмосферу. Слишком много было интриг, дилетантских и ангажированных “интерпретаций”, скандалов, инспирированных извне “доброжелателями”, которые не прошли через сито — профессиональный отбор одними из лучших специалистов в области хореографии, вокала и т.д.

Югоосетинская культурная революция ознаменовалась участием художественного руководителя и главного балетмейстра московского ансамбля “Алания” Тимура Мурашева, известного в осетинских и кавказских землячествах России, и в самих регионах, как профессионала с многолетним стажем и сторонника форсированного развития национальной культуры. Мурашева знают в творческих кругах Южной Осетии много лет, и когда он был автором сценария и худруком концерта, посвященного 10-летию Независимости, несколько тысяч зрителей увидели, как руководитель знакового культурного проекта смог нащупать самое важное, реальный нерв священной для Южной Осетии темы. Это была уникальная военно-историческая реконструкция.

Пропагандистские уловки вроде того, что худрук Родион Гуларов — слишком молод, не местный, никогда здесь не претерпевал, не воевал и прочая, не укладывались в новую культурную политику власти  в лице Анатолия Бибилова, согласно которой “Симд” — святая святых, визитная карточка Республики, и поэтому больше нельзя пускать его на самотек, ведь деградация приняла, казалось, необратимые последствия. Это Грузия только для грузин, а Южная Осетия — для всех осетин, если на то есть талант и сила воли.

Кстати, вот этот загадочный закат одного из ярчайших коллективов осетинской современности, к творчеству которого всегда обращались за “вдохновением” даже из Грузии в самые трагические времена взаимоотношений, можно объяснить и с этой колокольни. Уровень культуры народа — индикатор ее духовности, мировоззрения. Именно культура является надстройкой над духовностью. Поэтому, грузинские шовинисты в своих самых радужных мечтах и коварных планах видели югоосетинский “Симд” жалким подобием ансамбля советского образца. В то время, как коллектив не развивался, а затухал и разваливался, грузинские танцоры осуществляли мощную культурную экспансию на всем постсоветском пространстве и даже осмеливались приезжать в Северную Осетию. Дескать, смотрите товар лицом и сравнивайте. Это и есть та самая “мягкая сила”, осуществившаяся “грузинская мечта”.

Надо отдать должное директору госансамбля Кристине Гаглоевой, она смогла очертить строгие границы творческой свободы артистов и навязала дисциплину в коллективе несмотря на то, что в начале приходилось видеть потрясающих кулаками и бьющихся в ярости “звезд”. Тем, для кого труд в ансамбле стал принудительным, помогли выбрать самый легкий путь — свободное плавание. Но и это не беда. В отдаленной местности в Южной Осетии, в районных центрах всегда найдется работа. Стыдно признаться, но за несколько лет застоя коллектив приобрел репутацию   скандального, стал местом дислокации этаких тунеядцев от культуры, которые вошли во вкус “творческого беспорядка” и “халявной” зарплаты, и стал одним из символов эпохи. Новичков, подающих надежды в хореографии, оттуда вытравливали самыми изощренными методами. А тех, кто ломался под тяжестью “авторитетных” артистов предпенсионного возраста, вовлекали в порочный круг беспробудного пьянства и прочих порочащих честь коллектива занятий.

Эту бесславную страницу можно перевернуть. Теперь посланник народа Южной Осетии “Симд” может смело стать флагманом культурной дипломатии, гастролировать по всему миру, и даже в странах, которые не имеют с Республикой теплых отношений, с программой, которую представили в Цхинвале 17 и 18 февраля везде коллектив будут принимать как посланников мира и добра, культуры духа, хранителей традиций и тайн древнего народа, мироздания и космогенеза в творческом развороте.

 

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top