Котел раздора или артефакт, утерянный во времени и пространстве14.10.2020 07:58

Котел раздора или артефакт, утерянный во времени и пространствеВ Осетии были личные и фамильно-родовые символы престижа. К первым могли относиться сабля, кинжал, ружье, конь, ко вторым – боевая башня или склеп. Но был еще один предмет, владение которым придавало семье и фамилии особый авторитет – медный котел для варки пива. Таких емкостей, где варилось пиво, не было много, по причине своей дороговизны медным клепаным котлом могла владеть редкая семья, куда больше их было во владении отдельных фамилий и даже селений.

В старину пиво было главным хмельным напитком на застольях в Осетии. Арака и вино появились относительно недавно, и завоевали приоритет только по причине сравнительной простоты приготовления. Ни выгонка араки, ни приготовление напитка из виноградной лозы не требовало столь длительного времени и соблюдения таких условностей как пиво. Кроме того, первые два не относились к ритуальным напиткам.

В процессе пивоварения наличие котла было решающим, причем именно специального под варку пива. От других медных котлов, используемых в быту осетин, он отличался формой дна. Для емкости, где варилось мясо, использовали котел с плоским дном, для пива – обязательно остроконечный.

Изготавливали их из цельных листов меди, на заклепках. К ним приделывали орнаментальные ручки. Неудивительно, что это уже была не просто посуда, а небольшое произведение искусства. Понятно, что котел имел немалую материальную ценность. Этот факт подтверждается и событиями последних лет. Так, в Южной Осетии уже который год идет тяжба между двумя жителями селения Сохта Дзауского района – Ханджером Остаевым и Виктором Тедеевым. Первый утверждает, что Тедеев похитил из сельского святилища котел, в котором варилось пиво к храмовому празднику святилища «Сохты дзуар», а Тедеев в свою очередь указывает, что котел является его собственностью и он его просто одолжил сельчанам на время праздника. Спорный предмет представляет собой медный клепаный котел емкостью 800 литров

По сведениям старожил, котел использовался жителями села в ритуальные дни для варки осетинского пива 100 последних лет. 8 октября 2014 года этот старинный предмет пропал. Согласно проведенной Дзауским РОВД проверке, котел вывез Тедеев Виктор Давидович с помощью нескольких лиц. Медная древность была погружена на автомашину УАЗ «Фермер», установлена принадлежность автотранспорта одной из организаций г.Цхинвал и имя водителя.

В полученных от фамилии Остаевых объяснительных – в количестве 6 человек – свидетельствуют, что котел был изготовленмастером из села Мыртгаджин Дзауского района Хугаевым Джибо и этот котел использовали во время религиозных праздников для приготовления осетинского пива.

Намереваясь вернуть старинный раритет обратно в святилище, жители селенияСохта подали исковое заявление в суд. Инициатором стал уроженец села Ханджер Остаев. Были опасения, что котел вывезут за пределы РЮО и продадут собирателям старинных раритетов. Рыночная цена этого артефакта оценивается минимум в два миллиона рублей. Первое обращение в правоохранительные органы состоялось в 2014 году. «Котел является неотъемлемой частью сельского святилища, а также общей и неделимой собственностью всех жителей села. Этот котел находился в святилище «Сохты дзуар» и должен быть возвращен на свое законное место», – считают истцы.

В качестве одного из доказательств суду была предоставлена видеозапись религиозного торжества в с. Сохта от 18 июня 1998 года, на котором запечатлен спорный медный котел, и находится он в святилище «Сохты дзуар».

Ответчик Виктор Тедеев при подготовке дела к слушанию, иск не признал, суду показал, что действительно длительный период времени медный котел был в пользовании фамилии Остаевых из с. Сохта. Во временное пользование настоящий котел им одолжил лично, по просьбе одного из представителей названной фамилии с целью изготовления осетинского пива на сельский праздник-куывд. По завершению мероприятия, котел ему не возвратили и долгое время, в течение около десяти лет, тот находился в святилище. После того, как у него появилась возможность, он приехал и вывез котел к себе домой. «С этого момента начались жалобы Остаевых в различные инстанции, которые необоснованно обвиняют его в хищении их котла, тогда как настоящий котел принадлежит только ему. Спорный котел является его семейной реликвией, принадлежит лично его семье, и никогда никому, кроме как его семье, он не принадлежал», – настаивает В. Тедеев.

Суд, рассмотрев все обстоятельства дела с привлечением свидетелей и научныхработников, постановил еще в 2017 году: «С учетом того, что святилище в с. Сохта Дзауского района признано объектом культурного наследия, а все движимые предметы, относящиеся к нему также являются объектами культурного наследия, в том числе и медный клепаный котел, который подвергся неправомерному перемещению из охранной зоны, суд находит целесообразным установить ограничения в праве пользования им, и кроме того изъять его из незаконного владения Тедеева В.Д., определив при этом местом его хранения Национальный музей Республики Южная Осетия».

Впрочем, представители фамилии Остаевых не были удовлетворены полностью этим решением – они то настаивали, чтобы котел снова был возвращен в святилище. Ответчик Тедеев В.Д., также не согласившись с вынесенным судом решением подал кассационную жалобу, в которой просил отменить данное решение и вернуть дело на новое судебное рассмотрение. В Верховном суде его поддержали. Тяжба продолжилась и в 2018, и 2019 году. В марте 2020 года (!) Верховный суд вынес определение «Судебная коллегия не усматривает законных оснований для отмены решения суда первой инстанции…». Квинтэссенция судебной эпопеи – медный котел должен быть передан Национальному музею страны.

И вот теперь после пятилетней тяжбы и окончательного вердикта Верховного суда остается сделать главное – найти раритетный котел и сделать его частью музейной экспозиции. Реализовать этот акт предстоит судебным исполнителям.

Однако решение суда исполнить, видимо, не так просто – ведь с определения Верховного суда о передаче котла в Национальный музей прошло почти полгода, однако медный котел так и не обрел свое новое узаконенное место в экспозиции музея. Причина задержки с исполнением судебного решения может быть связана с тем, что медного котла уже может и не быть в доме по ул. Едисская, 20 в г. Цхинвал, куда раритет был вывезен В.Тедеевым. Сам Тедеев в настоящее время проживает во Владикавказе. Если эти предположения подтвердятся, то все судебные решения были напрасны, и мы, возможно, уже никогда не увидим этот предмет традиционного ремесленного искусства осетин…

Коцты Х.

Газета Республика

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top