Психолог: не надо давать человеку рыбку, дайте удочку, и он научится ловить11.10.2020 08:06

Психолог: не надо давать человеку рыбку, дайте удочку, и он научится ловить

Многих граждан беспокоят негативные процессы в нашем обществе, особенно касательно ментальности и изменения психологии. К сожалению, в сознание многих граждан вселилось ранее нехарактерное явление – социальное иждивенчество — стремление людей, грубо говоря, «оторвать» у государства что-либо, не прикладывая усилий своими силами улучшить свою жизнь. Поражает, когда отдельные граждане как будто намеренно живут в плохих условиях и обвиняют государство, вместо того, чтобы самому забить гвоздь, вставить стекло, произвести несложные работы в хозяйстве, разбить сад и виноградник, чтобы в будущем снять хороший урожай и заработать для семьи деньги.

Психолог: не надо давать человеку рыбку, дайте удочку, и он научится ловить
Чтобы разобраться с природой такого феномена, мы обратились к психологу, доцент кафедры психологии и педагогики ЮОГУ Индире Габуловой. Как объяснила Габулова, существует индивидуальное и социальное иждивенчество, и, если индивидуальное повсеместно, то и социальное иждивенчество вовсе не редкий феномен. Для появления социального иждивенчества есть конкретные причины.

Иждивенчество — явление изученное, возникло не сейчас и не вдруг, правда в югоосетинском обществе появилась недавно. Первым признаком является банальное желание брать всё что угодно, жить с протянутой рукой — это красочное слово «Дай».

«Сегодня многие привыкли требовать, подчеркну, незаслуженных льгот, потому как есть и действительно нуждающиеся в них. Привыкли спекулировать собственными детьми, своими или родительскими прошлыми заслугами. Некоторые предпочитают жить на пособия, считают — государство обязано содержать их.
Но важно не забывать — становясь на путь социального иждивенчества общество, как и индивид, вгоняют себя в тупик и определенные рамки. Люди не понимают, социальное иждивенчество предполагает существование человека, обеспечение его потребности за счёт других членов общества, тех, кто работает», — отметила она.

Нуждающиеся и «нуждающиеся»
По словам психолога, следует различать такие группы общества по причинам появления социально-экономической зависимости. К первой группе, которые реально нуждаются в помощи государства, относятся: пожилые, тяжелобольные, инвалиды, т.е. это причины, приводящие к отсутствию средств существования. Эти люди вынуждены надеяться на поддержку общества, и в этой ситуации необходимые средства для их жизнеобеспечения берет на себя государство. Тем более, некоторые из этих людей своим трудом, заслугами, взносами с трудового дохода заработали это право. А ко второй группе относятся граждане, стремящиеся употреблять общественные ресурсы, не предоставляя ничего взамен, т.е. брать, но ничего не давать обществу. Такая поведенческая стратегия имеется у лиц, находящихся в трудоспособном возрасте и здесь можно говорить о сознательной зависимости, наработанной привычке.

«Иждивенчество — социальный паразитизм, который трансформируется и является ярким примером негативной адаптации общества, а это обыкновенная зависимость, как наркотическая зависимость или алкогольная», — подчеркнула Габулова.

Причины появления
Одной из причин появления социального иждивенчества – коллективная работа. Люди понимают, при групповой работе их индивидуальная производительность будет потеряна в толпе, их не оценят. Следовательно, снижается чувст-во персональной ответственности за свои действия.

«Как правило, феномен иждивенчества связан с таким выражением в психологии как выученная беспомощность. Это не уникальное явление и не нами порождённый феномен, он начался еще в буржуазной Англии и присущ всем государствам, даже США, Великобритании, Германии. Известно, что законодательство Южной Осетии идентично российскому и оно социально-ориенти-рованное, т.е. наши законы направлены на то, чтобы социум жил в достатке.

Исходя из этого отметим — государство выполняет свои обязанности — помогает малоимущим, многодетным, инвалидам. Может государство не может уследить за всеми. Не знаю, как сейчас, но очень часто практиковалось получать липовые справки, оформлять инвалидность, пенсии и т.д. И эти процессы необходимо контролировать потому, что это в психологии называется потакание и попустительством», — подчеркнула психолог. Габулова уточнила, потакание – это, когда не обращают внимания на некие слабости, ошибки и даже преступления граждан, и государству проще отдать деньги, чем отследить.

«Государство, конечно, выполняет свои обязательства по Конституции, но без соответствующего контроля законы плохо влияют на психику людей. К примеру, в какой стране мира сегодня бесплатно раздают квартиры? Ни в одной! У нас, как мы видим, вместо положительной реакции это приводит к недовольству в обществе, а, если быть более конкретными недовольство процессом распределения. Возникают вопросы: «Почему ему, а не мне?». Такие моменты рождают социально-психологи-ческие недовольства в обществе», — считает Габулова.

Она отметила, что социальные законы обеспечивают граждан путевками, оплачивают лечение, но, когда это незаслуженно, то непременно порождает иждивенчество. Такие же процессы, как правило, происходят и в семье. Когда мы одному ребенку уделяем больше внимания, вне зависимости от причины, другие тоже хотят внимания. По ее словам, это абсолютно человеческие эмоции, каждый человек хочет быть любим и желаем.

«Эта модель семьи абсолютно применима и к обществу, каждый индивид, член общества хочет быть значимым, нужным. Сегодня современное общество идёт по пути развития реализации в политике государства принципов, которые декларируются в Конституции, который провозглашает, что у нас социальное государство. Помогать реально незащищенным слоям населения, конечно, хорошо, но у других это вызывает желание тоже жить за счет общества.
Считаю, что социальное иждивенчество является следствием социальной политики государства, и, как правило, ассоциируется с бедностью. Потому как социальное иждивенчество — постоянное стремление индивида во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, общества. Это специфический образ жизни, когда человек сознательно стремится обеспечить приемлемый уровень жизни за счёт общества, и при этом он сам начинает верить, что немощен и нетрудоспособен. Самое интересное, что в такое состояние его приводят социальные институты государства, которые потакают ему», — сказала она.

Есть проблема — есть и пути ее решения
Решение проблемы, как подчеркнула Габулова, прерогатива социологов, однако, любая проблема предполагает и некий психологический подход. И здесь, по ее словам, надо начинать с воспитания каждого индивида в детском возрасте.

«С детства надо воспитывать у людей должное отношение к труду. Порой мы сами порождаем иждивенчество в семье, заваливая ребёнка вещами, которые совершенно не нужны. Это мы делаем по разным причинам, возможно, чтобы удовлетворить отсутствие вещей в собственной жизни или, чтобы не ударить лицом в грязь перед другими родителями. Но это неприемлемо, и пусть ни один родитель не думает, что, потакая прихотям ребёнка, вырастит из него хорошего человека, никогда этого не будет.

Этот ребёнок завтра будет требовать от собственного родителя то, чего он дать не может. Мы с детства должны прививать им понятие, что всё зарабатывается собственным трудом, преподнося это как выгодную позицию», — подчеркнула психолог.
Как добавила Габулова, начинать надо не просто с прививания трудовых обязатель-ств, но и нравственных качеств, и психологической ус-тойчивости ко всякого рода зависимостям, в их числе и иждивенчеству.

«Социальная помощь должна применяться адресно, с последующим контролем и с точки зрения этнического менталитета нашего народа. Мы говорили о воспитании… Воспитательный процесс наших предков был очень хорошим и вырабатывал в человеке честность, порядочность, ответственность, мужество и смелость. Считаю самым важным решением проблемы иждивенчества – правильное воспитание, т.е. получать блага от жизни своим трудом, а не за счёт даров. В советское время было трудно представить, чтобы кто-то мог не работать. К труду привлекались и молодежь, и дети, а иждивенцев привлекали к социальному труду или даже к уголовной ответственности. Не работали только пенсионеры и инвалиды», — напомнила она.

Чтобы восстановить равновесие в общественной системе и противодействовать развитию иждивенчества необходимо одновременно работать со всеми группами населения.
«Иждивенчество — проблема глобальная, это система, а вовсе не одноразовый момент. В нашем обществе оно сейчас проявилось потому, что наступил некий критический момент. Это как нарыв, который гноится внутри постепенно, пока ее не очистишь. Это естественный процесс, смена, когда меняется одна система управления на другую. Я считаю, что в Южной Осетии иждивенчество начала развиваться после войны 2008 г., потому что мы получали огромное количество помощи, которая ко всему прочему была неправильно распределена между населением», — подчеркнула она.
Устранить социальное иждивенчество — не одномоментный процесс, считает психолог, но для начала надо прекратить «заражать» людей этими подачками, а вместо этого призвать всех к труду.
«Думаю, сильно помогут волонтерские движения. Не надо ничего придумывать, всё придумали до нас — это педагогическое воспитание советского периода, нам надо немножко вернуться назад. Отмечу, что как-то в Великобритании, согласно соцзакону помогали почти всем. В результате Великобритания тогда обнищала, то же самое происходит с нами.
Вы не замечаете, вроде мы все хорошо живём, но постоянно жалуемся на недостаток. Изначально осетинскому обществу было чуждо иждивенчество. Не бывает ничего без труда. Не надо потакать людям, которые паразитируют на труде общества. И не надо человеку давать каждый день рыбку, лучше дать ему удочку, и он научится ловить рыбу. Тогда он пойдет ловить рыбу, когда захочет, а не будет стоять с протянутой рукой», — заключила Индира Габулова.
Мадина БЯЗРОВА

Газета Южная Осетия

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top