Встреча с экологами и зоозащитниками05.06.2020 17:27

В.Путин:
Добрый день!

Мы с вами встречаемся в День эколога.
Хотел бы в этой связи, разумеется, поздравить с этим праздником вас и всех
граждан нашей страны, чья жизнь связана с защитой природы и окружающей среды,
поблагодарить за труд, прежде всего, конечно, тех, кто работает профессионально
в этой сфере, профессионалов, но не только – и энтузиастов, конечно: учёных,
работников национальных парков и заповедников, сотрудников Министерства
природных ресурсов, коллектив Росприроднадзора – вообще всех коллег,
которые обеспечивают непрерывную и столь значимую деятельность региональных
природоохранных структур и экологических организаций.

И конечно, самые добрые слова – нашим волонтёрам, активистам,
защитникам природы, людям энергичным, искренне преданным своему делу. Ваше
личное участие в экологических акциях, обширная
просветительская и научно-исследовательская деятельность
важна, подчас незаменима, является серьёзной частью большой общей работы по сбережению уникальной природы России, её
биоразнообразия.

Нередко именно благодаря вам власти на местах получают
своевременный сигнал о конкретных проблемах,
что называется, хороший импульс от общественности, и принимают
необходимые меры.

Достаточно вспомнить так называемую
китовую тюрьму во Владивостоке или истории с жестоким обращением с животными, которые,
по сути, стали катализатором принятия отдельного федерального закона «Об ответственном обращении с животными».

Хотел бы сегодня подробнее, конечно,
услышать от вас, узнать о ваших проектах, о планах.

Также
обращаю внимание, что с нами сейчас на связи
руководитель Минприроды России, глава Росприроднадзора,
профильный вице-премьер.
Поэтому все ваши предложения, идеи сразу,
что называется, поступят в работу, в том числе будут учтены при реализации национального проекта «Экология»,
который напрямую касается всех отраслей экономики и социальной сферы и требует самого
активного участия гражданского общества.

Но начать наш
сегодняшний разговор придётся с чрезвычайной
ситуации в Норильске.

В среду, как вы
знаете, было дано соответствующее поручение, сегодня прошу доложить по существу, как складывается обстановка на месте и, главное, какие неотложные меры принимаются и приняты уже, какие варианты решений подготовлены, чтобы
минимизировать последствия аварии.

Давайте начнём с этого. Слово – Евгению Николаевичу Зиничеву, главе МЧС. Пожалуйста.

Е.Зиничев: Добрый день, Владимир
Владимирович!

Вчера
мы провели заседание оперативного штаба здесь, в Норильске, где было принято
решение о тактике по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Поскольку
местность здесь труднодоступная, заболоченная, предполагается завезти сюда
герметичные ёмкости, расставить по руслу реки для сбора нефтепродуктов и для
дальнейшего вывоза и утилизации.

Непосредственно
на месте у нас работают Морспасслужба, это агентство Росморречфлота,
специальные подразделения Газпромнефти, которые имеют опыт и оборудование для
такой работы, и Сибирский спасательный центр МЧС России.

На месте также оборудован лагерь. Люди будут работать непосредственно с местами
разлива нефти. Жизнеобеспечение налажено, созданы воздушные коридоры.
Вертолётами будет завозиться всё необходимое, и материальные средства, вплоть
до питьевой воды.

Что
самое важное. Событие, сама чрезвычайная ситуация локализована 1 июня. Были
установлены боны. Поэтому развитие она не получает. Сейчас наша задача – просто
работать и собирать эти нефтепродукты.

Работаем,
соблюдая все экологические нормы. Контролирует это Росприроднадзор. Как раз
Светлана Геннадьевна [Радионова] с нами, она может подтвердить или что-то добавить.

Доклад
закончен, Владимир Владимирович.

В.Путин: Вы сами сказали, что
эта местность труднодоступная, транспортной коммуникации нет, и говорите, что
далее предполагается вывоз и утилизация. Во-первых, возникает вопрос: как и когда будут вывозить? Это первое.

И второе – тоже по утилизации. Ведь предполагалось сжигать на месте. Потом, я так
понимаю, возникли в этой связи какие-то, не какие-то, а серьёзные вопросы.

Е.Зиничев: Владимир Владимирович,
с точки зрения экологии, безусловно, сжигать нельзя.

Что
касается вывоза. Поскольку ёмкости герметичные, предполагается всё собрать и складировать здесь до того момента, когда будут оборудованы зимники, и вывезти,
когда будет позволять техника: зайдёт и спокойно вывезет в места утилизации.

В.Путин: А эти временные
ёмкости насколько надёжны, и как вы их туда доставите?

Е.Зиничев: Они надёжные, они
используются как ГСМ-хранилища. Я знаю, что и в Минобороны в том числе. Полевые
ГСМ-хранилища.

В.Путин: Ладно, хорошо.

Я
вижу, руководитель региона рядом с Вами находится.

Пожалуйста,
Александр Викторович.

А.Усс: Владимир Владимирович,
работы ведутся на территории двух муниципальных образований – Норильска и Таймыра. Они оказывают общую организационную поддержку, в частности первый
полевой лагерь, первые палатки появились благодаря им. Кроме этого здесь
действует краевой отряд «Спасатель», и также продолжают работу, в том числе
наряду с Росприроднадзором, наши экологи, которые окажут также серьёзную, как
мне кажется, помощь в понимании того, как затем ликвидировать экологические
последствия происшедшего.

В принципе, работы организованы уже достаточно хорошо. Хотел бы сказать, Владимир
Владимирович, что многие крупные компании, включая «Роснефть», действующие
на территории Красноярского края, выражают намерение при необходимости добавить
сюда силы и средства, если в этом будет нужда.

В.Путин: Хорошо, спасибо.

Светлана
Геннадьевна Радионова, пожалуйста, Служба по надзору в сфере
природопользования.

С.Радионова: Уважаемый Владимир
Владимирович!

Учитывая,
что указанная авария и последующее попадание 15 тысяч тонн в водный объект
являются беспрецедентными по своему масштабу, нами локализованы сюда
дополнительные силы, переброшена лаборатория. В ежедневном режиме мы участвуем
в локализации последствий аварии. На сегодняшний момент каждый день мы берём
пробы, взято более 50 проб. Мы фиксируем сейчас превышение в десятки тысяч раз.

Собираются
нефтепродукты. На сегодняшний момент собрано 150 кубов нефтепродуктов, но уже с завтрашнего дня, с монтированием ёмкостей, планируется собирать полторы
тысячи ежедневно. Дальше все нефтепродукты должны быть перемещены. Утилизация
должна быть проведена с применением наилучших доступных технологий и наиболее
экологически чистым методом.

Вопросы
сжигания мы не рассматриваем. Мы находимся в Арктической зоне и считаем, что
применение иных методов: с использованием реагентов, биологической
рекультивации, с использованием понижения класса опасности как нефтепродуктов,
собранных с водной акватории, так и загрязнённого грунта, который мы также
контролируем (его рекультивацию), – будет, наверное, наиболее оптимальным на территории
Арктической зоны.

На сегодняшний момент мы также проводим проверочные мероприятия, внеплановая
проверка предприятий проводится. 26-го числа мы закончим эти проверочные
мероприятия. По результатам будет принято решение, дана оценка действиям компании,
а также будет произведён расчёт ущерба, нанесённого экосреде. Этот расчёт может
составить миллиарды рублей. Мы намерены жёстко контролировать приведение
экосистемы в то состояние, в котором она должна быть, то есть в её
первоначальный вид.

В.Путин: Хорошо, спасибо.

Я
вижу, рядом с Вами и президент компании «Норильский никель» Владимир
Олегович Потанин. Владимир Олегович, пожалуйста, Вам слово.

В.Потанин: Спасибо,
Владимир Владимирович.

Компания
отмобилизовала силы и средства по плану, который обозначил Министр Евгений
Николаевич. Нами заготовлено ёмкостей на 16 тысяч тонн для сбора топлива, из них 4,5 тысячи уже поставлено и монтируется сейчас на площадке.

Кроме
того, подготовлены складские помещения на более чем 100 тысяч тонн для
сбора грунта, из которого на сегодняшний день собрано порядка 7 тысяч.
Также идёт рекультивация участков примерно на площади 6,5 тысячи
квадратных метров.

Как
справедливо было замечено, на нашу просьбу о помощи откликнулись, Владимир
Владимирович, предприятия по всей стране: и мурманские спасатели, благодаря
которым удалось достигнуть перелома в этой ситуации, поставить её под контроль,
коллеги из «Газпромнефти» здесь работают, спасатели из Сибирского центра
МЧС.

Мы
действительно, как Светлана Геннадьевна упомянула, нацелены на использование
лучших доступных технологий и выбираем оптимальные, а не самые дешёвые решения
с экологической точки зрения. Профинансируем это полностью за счёт компании, ни одного рубля бюджетных средств на это не уйдёт. Мы восстановим это в том виде, о котором, опять же, Светлана Геннадьевна сказала, экологическую систему вернём в нормальное состояние.

Мы
не только работаем над этим, но также взаимодействуем с экологическими
организациями и с представителями коренных народов, проживающих здесь, для
реализации ряда программ, в частности, увеличение популяции оленей, есть проект
по выпуску мальков с целью поддержания популяции редких рыб. Как только
ситуация нормализуется, мы приступим к реализации этой программы.

И не могу не сказать, Владимир Владимирович, о том, что и энергетическая система,
и теплоснабжение города, и предприятия работают стабильно. Мы принимаем все
меры для обеспечения следующего зимнего отопительного сезона также в штатном
режиме.

В.Путин: Владимир Олегович,
сколько примерно, по Вашему мнению (то, что компания готова оплатить все эти
работы из собственных средств, это, безусловно, правильно), но вопрос: а сколько стоят все мероприятия, связанные с этими работами? Примерно.

В.Потанин: Я думаю, что это
миллиарды рублей, это большие деньги. Знаете, я, наверное, сейчас выскажусь не как бизнесмен, а как человек, который за это переживает: сколько нужно будет,
столько и потратим. Это, конечно же, будут миллиарды и миллиарды.

В.Путин: Я понимаю. Примерно,
навскидку, порядок какой?

В.Потанин: Про штрафы я не могу судить. Сколько насчитают, столько и насчитают. Расходы, я думаю, 10
миллиардов и более. Это предварительно, Владимир Владимирович.

В.Путин: Я не случайно
спрашиваю, Владимир Олегович. Мы с Вами давно и хорошо знакомы. Я знаю, что Вы
лично, хочу это подчеркнуть, лично работаете на предприятии, а не просто
являетесь собственником крупного пакета. Но всё равно, смотрите, это миллиарды,
Вы сказали. А сколько стоит одна ёмкость, которую сейчас вы будете менять?
Примерно.

В.Потанин: Одна ёмкость –
не могу сказать. Но пока расходы в сотни миллионов рублей идут.

В.Путин: Одна ёмкость, я думаю,
что меньше.

В.Потанин: Одна ёмкость,
конечно, меньше.

В.Путин: Один резервуар, где
хранилось топливо, стоит гораздо меньше, в разы. Просто несопоставимо.

В.Потанин: Согласен,
Владимир Владимирович.

В.Путин: Я к чему, Владимир
Олегович? Если бы своевременно поменяли, и ущерба не было бы экологического, и расходы бы такие не нужно было нести компании. Просто посмотрите на это самым
внимательным образом внутри компании. Сейчас я ещё скажу об этом.

Надеюсь,
что вся работа, о которой сейчас было сказано, будет проведена общими усилиями
и эффективно. Я уже говорил и хочу ещё раз подчеркнуть: то, что произошло в Норильске, – это чрезвычайная ситуация, как вчера прозвучало уже, федерального
масштаба. Действительно, в данном случае под угрозой оказалось и здоровье
людей, и хрупкой природе Арктической зоны нанесён серьёзный урон.

Не случайно и Генпрокуратура подключилась, и следственные органы, Следственный
комитет. Я прошу все структуры, которые напрямую должны быть задействованы в этой работе (МЧС само по себе), взять ситуацию под полный, особый контроль.
Безусловно, нужно разобраться в причинах тщательно и абсолютно бескомпромиссно,
объективно оценить ущерб.

Я
сейчас Владимира Олеговича слышал, собственники и так обязаны оперативно и полностью ликвидировать загрязнение почвы и воды, но надеюсь, что и финансовые
вопросы будут решены так, как предложено сегодня руководителем компании. Под
контролем специалистов Росприроднадзора необходимо выполнить все
компенсационные мероприятия по восстановлению биоразнообразия и окружающей
среды.

И кроме того, прошу Росприроднадзор скрупулёзно проанализировать состояние
аналогичных объектов по всей территории страны, а в случае необходимости
организовать проверки, в том числе с привлечением специалистов МЧС и правоохранительных органов.

И,
наконец, прошу Правительство совместно с парламентариями завершить работу по внесению в природоохранное законодательство принципиальных изменений, которые
позволят предотвращать подобные ситуации в будущем. Сделать это нужно в самое
ближайшее время – до конца текущей парламентской сессии.

Эту
тему давайте закончим на такой рабочей ноте.

Сейчас
предлагаю передать слово нашим уважаемым волонтёрам и представителям
экологических, зоозащитных организаций.

Пожалуйста,
прошу Вас, Сатикова Дилара Данифовна.

Д.Сатикова: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Меня зовут Дилара Сатикова. Я
являюсь руководителем молодежного экологического движения Республики Татарстан «Будет чисто». В этом году
нашему движению исполнилось пять лет, и в наших рядах уже более 8 тысяч человек.

Сегодня в Казани мы принимаем
участие в акции «Вода России». Это
самое масштабное волонтерское движение в нашей стране. «Вода России» – это целая армия волонтеров, которым
небезразлично состояние окружающего мира и которые готовы посвятить себя и свое время, чтобы сделать нашу страну еще чище. В прошлом году в мероприятиях по очистке и благоустройству
водных объектов и береговых линий приняло участие более 900 тысяч человек, которые помогли очистить 24
тысяч километров береговой линии.

Сегодня вместе с нами в акции
«Вода России» принимают участие волонтеры в Санкт-Петербурге, в Республике Карелия и Башкортостан, в Волгоградской, Ульяновской, Тверской,
Рязанской, Калужской, Курской областях.

Мы понимаем, что эти акции – это не просто уборка, но и большая просветительская деятельность среди молодежи, поскольку каждый, кто
хоть раз принимал участие в таком мероприятии, навсегда меняет свое сознание и свое отношение к теме мусора.

Уважаемый Владимир Владимирович, я
хотела бы пригласить Вас принять участие в акции «Вода России». Я уверена, что это привлечет
дополнительное внимание к вопросам экологии и вовлечет
еще больше неравнодушных жителей к мероприятиям
по сохранению наших уникальных природных объектов.

Пользуясь случаем, хочу поздравить
всех коллег с нашим праздником – с Днем
эколога.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо за приглашение и за поздравление коллег.

Пожалуйста,
Одегова Оксана Леонидовна, о воздействии
хозяйственной деятельности на окружающую среду
(Кировская область).

О.Одегова: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые
коллеги! Примите мои поздравления с Днем эколога.

Меня зовут Оксана Одегова, я
являюсь руководителем благотворительного
фонда «География добра» и с честью представляю свой регион – город Кострома и Костромская область.
В данный момент я нахожусь с рабочим визитом
в рамках как раз нашего проекта, о котором сейчас буду говорить, в городе Кирове.

Всероссийский проект «Добрый
пластик» – это проект благотворительного фонда «География добра», он реализуется с 2017 года. Еженедельные акции по раздельному сбору отходов
начались в городе Костроме, с 2019 года к ним
присоединился и город Иваново, а с 2020-го – и Москва.

Основной целью проекта является
образование и просвещение населения,
конкретно школьников, дошкольников и их родителей, о раздельном сборе отходов. В школах мы рассказываем детям о важности
раздельного сбора отходов и на практике
помогаем им лично участвовать в сбережении природных ресурсов. Происходит это посредством акций по сбору
вторсырья и установленных контейнеров для РСО в городе.
Тем самым мы учим детей заботиться не только об окружающей среде, но еще и помогать другим детям, потому что все
вырученные средства с переработки вторсырья
направляются на лечение детей, подопечных фонда «География
Добра».

Проект «Добрый пластик»
уже помог пяти детям из разных регионов Российской Федерации своевременным и в полном объеме лечением.

Порядка 100 тонн собранных отходов
не отправились на полигоны, а пошли на вторичную переработку.

Сегодня проект «Добрый
пластик» развивается в трех основных
направлениях. Это просвещение (основной пласт нашей работы – образовательные уроки); экологические акции
с благотворительной составляющей и благоустройство территории, это наше новое направление:
производство парковой мебели, тротуарной плитки из вторсырья.

Среди
партнеров проекта огромное количество активистов. Это и взрослые, и дети, и торговые организации, среди которых
международная компания «Леруа Мерлен»,
общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения, а также федеральные и региональные СМИ, такие телеканалы, как ОТР,
«Мир», «Подмосковье 360».

Проект начинался с нашей команды
всего в пять человек, и сегодня в наш проект
вовлечено более 50 тысяч экоактивистов и эковолонтеров
нашего региона и наших соседних регионов. Люди
участвуют на регулярной основе в наших мероприятиях и проводят активное
информирование всего своего окружения:
коллег, друзей, родственников, знакомых и подписчиков в социальных сетях.

Сегодня благодаря поддержке фонда
президентских грантов мы установили 21
комплект по раздельному сбору отходов. Это
уличные и офисные экоконтейнеры для социальных учреждений, для детских центров,
для кафе, для коммерческих компаний. В этом году фондом
было написано четыре заявки на федеральные гранты – на «Добровольцы России», в Фонд президентских грантов. Мы ждем успешного разрешения вопроса, чтобы продолжить
реализацию нашего проекта и в других
регионах.

Отметим, что до запуска проекта
многие люди в регионах даже не задумывались о том, что те вещи, которые мы все привыкли называть «мусор», могут спасать жизни, могут благоустраивать территории вокруг нас – наши парки, наши города.

В 2019 году мы рассказали о своем
проекте Министру природных ресурсов и экологии Российской
Федерации Дмитрию Николаевичу Кобылкину и получили его одобрение и поддержку в дальнейшей реализации наших экопроектов, за что мы
безмерно благодарны.

Также благодаря реализации
«дорожной карты» по раздельному
сбору отходов под руководством вице-премьера Правительства Российской Федерации Виктории Валериевны Абрамченко мы надеемся,
что привычка раздельно собирать отходы и сдавать на переработку сформируется у нашего населения, практически у всех жителей нашей страны, а проект «Добрый пластик» сможет поддержать
и расширить свои эффективные позиции.

Поэтому на основании всего вышесказанного, Владимир Владимирович, мы считаем, что развитие РСО в нашей стране очень
важно и просто необходимо. Просим у Вас
поддержки в развитии направления РСО в регионах,
а именно: внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части
регулирования отношений по обращению с вторичными ресурсами; упростить систему налогообложения в части развития РСО, то есть освободить физических лиц от уплаты НДФЛ.

Мы видим готовность тысяч людей осознанно заниматься раздельным сбором отходов.
Очень важно, чтобы в каждом городе были
пункты приема вторсырья. Очень важно, чтобы в каждом дворе стояли экоконтейнеры. Чтобы при строительстве новых жилых объектов были исключены мусоропроводы. Чтобы
добровольческие и частные коммерческие
инициативы имели государственную поддержку, в виде
финансирования в частности, и были включены в государственный проект развития наравне с работой региональных операторов.

Еще бы хотела отметить, на наш
взгляд, наверное, один из самых важных
аспектов этого глобального процесса, запуска
общероссийской машины по внедрению РСО – это
спрос на реализацию готового продукта из вторсырья. Мы должны понимать, что при резком росте переработанного сырья из данного сырья у нас резко возрастет и производительность. Здесь, конечно, необходима поддержка в виде госзаказов на реализацию того же
сырья из пластика, например, тротуарной плитки,
парковой мебели, заборов и так далее, которые сейчас уже можно наблюдать в городе Костроме, они
установлены в парках и на территориях социальных учреждений.

Расширение географии проекта и усиление его материально-технической базы
позволит эффективно включиться в государственный план мероприятий по введению РСО твердых коммунальных отходов в муниципальную программу по благоустройству городов и дальше успешно сохранять не только нашу природу, но и сохранять жизни наших детей.

Дорогой Владимир Владимирович, мы
искренне благодарны Вам за Вашу причастность,
за то, что Вы обратили на нас внимание, за этот ответственный и на самом деле героический и исторический шаг, за ту
решимость внедрить раздельный сбор отходов в нашей стране ради нашей страны, ради наших людей, ради наших
будущих поколений. Мы безмерно Вам
благодарны.

Спасибо
Вам большое за внимание.

В.Путин: Оксана Леонидовна, это мы Вас должны благодарить за то, что Вы делаете. Потому что одно
дело, когда делают государственные органы,
это их обязанность. А другое дело, когда этим
занимаются благотворительные организации, такая как Ваша «География
добра», это дорогого стоит.

Без этого не обойтись, если мы
хотим наладить эффективную работу. Почему?
Потому что ведь эта работа касается практически каждого населенного пункта,
каждого дома, каждого подъезда, каждого двора. Я искренне говорю, просто искренне. Без общественного контроля эффективную работу
не удастся наладить.

Поэтому я хочу и Вас
поблагодарить, и всех Ваших коллег, которые
занимаются подобной деятельностью по всей стране, таких организаций у нас достаточно много сегодня, и слава богу, надеюсь,
что их будет еще больше. Коллег в муниципалитетах, в региональных органах власти призываю работать как можно плотнее с такими организациями, как
Ваша. Потому что ведь каждый человек, каждый
ответственный работник на своем месте заинтересован
в конечном итоге в результатах своей работы.
А для того чтобы результат был достигнут, нужно работать с такими людьми, как
Вы.

Так что Вас еще раз с праздником, и всего Вам самого доброго. Успехов.

Давайте перейдем к другой теме – к теме бережного и гуманного отношения к животным. Хочу передать слово Бобровой Наталье Владимировне,
которая возглавляет такое замечательное
учреждение с ласкающим ухо названием «Приют «Кошкин дом».

Пожалуйста, Наталья Владимировна.

Н.Боброва: Здравствуйте, Владимир
Владимирович!

Приветствуем Вас из города
Тольятти.

Наш приют занимается в основном
кошками и рассчитан примерно на 200 мест.

Наша основная цель – это сокращение численности бездомных кошек на улицах
города Тольятти, и поэтому мы выбрали три
основных направления. Самое главное – это стерилизация кошек. То есть уличная кошка поступает к нам в приют,
стерилизуется, обрабатывается от паразитов, и через десять дней, после того как у нее
заживает шов, мы выпускаем ее обратно на место обитания. Порядка 400 уличных кошек в год таким образом нам
получается обрабатывать. С учетом того, что у нас в городе примерно 2 тысячи кошек, доля
тех, которых мы стерилизуем, в общем-то, является значительной. На текущий момент очень заметен вклад нашего приюта, и эффект мы ощущаем буквально на себе.

Второе направление, которым
занимается наш приют, – это филиал для котят.
То есть уличных котят, которые рождаются от уличных кошек, мы принимаем, приводим в порядок и подыскиваем им
новых хозяев.

Третье направление – это центр реабилитации. Не секрет, что много бездомных животных попадает под
колеса машин, их кусают собаки, над ними
издеваются живодеры. Мы таких животных принимаем,
лечим, иногда требуется оперативное вмешательство, операции, и после этого происходит период реабилитации,
и дальше мы уже также пристраиваем их в добрые руки.

Что касается, кстати говоря, живодерства, я хочу отметить, что 245-я
статья, которая была принята не так давно,
имеет на данный момент огромное значение по сдерживанию негативных действий граждан по отношению к животным. Но, к сожалению, когда действие уже совершено, и мы обращаемся в органы, большинство заявлений пока еще нам
«заворачивают». Но тем не менее мы возлагаем
большие надежды на дальнейшее продвижение в этом направлении, возлагаем надежды на большой эффект от новых поправок, которые сейчас вносятся в законодательство «Об ответственном отношении к животным». Я
думаю, что в перспективе вся большая машина заработает, и нам, и людям будет гораздо легче справляться с этим.

Возвращаясь к приюту, хочу сказать, что наш приют из бюджета не финансируется, и мы существуем за счет
благотворительности. Мы также участвуем в различного рода конкурсах и грантах.
Дважды выигрывали президентский грант (в 2018
и 2019 годах), что позволило нам существенно
продвинуться в нашей деятельности.

На данный момент мы столкнулись с проблемой пандемии. То есть если раньше,
например, люди нам жертвовали по 100, по 500 рублей, обычные люди, обычные
граждане, то сейчас, когда встают заводы, когда многие предприятия закрываются,
у самих этих людей стоит вопрос о том, где
взять деньги на существование. Поэтому,
конечно, будущее пока нам видится в достаточно мрачных красках. Мы пытались
«затянуть пояса», войти в режим экономии, но дело в том, что все
равно продолжают приходить счета на электричество, на коммуналку, на аренду,
продолжают поступать звонки от людей с просьбами: «Спасите, помогите, бездомное животное нуждается в помощи».
Конечно же, мы бросаем дела и едем спасать, скажем так, либо кошку с дерева, либо сбитую
кошку, либо утонувшую кошку, то есть различных
вариантов много.

Владимир Владимирович, хотелось бы обратиться к Вам, есть ли возможность у государства в такое трудное
время хотя бы каким-то минимальным образом
поддержать приюты Российской Федерации. Мы не просим деньги на зарплаты, то есть сейчас у большинства приютов есть сплоченная команда волонтеров, когда небезразличные люди тратят свое личное время на уход за животными. Нам нужны средства хотя бы
на минимальное выживание – это лечение и питание наших животных, чтобы мы знали, что
завтра наши животные просто не будут голодать.

В.Путин: Речь идет о поддержке на время вынужденных ограничений, связанных с пандемией?

Н.Боброва: Да, хотя бы
минимальный такой момент. Если он будет, то для нас это в любом случае будет уже существенная
помощь, которая поможет нам вырулить в этой ситуации.

В.Путин: Наталья Владимировна, подумаем, ладно? Я сейчас не буду называть конкретных цифр и прочее, но точно совершенно мы вам поможем, плечо подставим, поддержим. Формы, объемы и прямо конкретную дату сейчас назвать не могу,
но мы Вас услышали и Вам поможем.

Н.Боброва: Спасибо большое.

В.Путин: Такое дело, которым Вы занимаетесь, это могут делать только люди по-настоящему, в прямом
смысле этого слова с добрым сердцем. Конечно,
хочется Вам помочь. Придумаем такой способ поддержки.
Хорошо?

Передаю слово Бросалиной Юлии
Олеговне, Московская область.

Ю.Бросалина: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!

Здравствуйте, коллеги!

Поздравляю вас с всероссийским
праздником – Днем экологии.

Меня зовут Юлия Бросалина. Я
являюсь директором муниципального приюта для
безнадзорных животных Богородского городского округа.

Наш приют начал свою работу в Подмосковье в 2007 году и продолжает ее до сих пор. На данный момент в приюте содержится около 450 животных, а именно собаки. На данный момент мы также открыли доступ для волонтеров, чтобы они могли посещать
приют, могли приходить к животным. Сегодня
здесь присутствует с нами наш юный волонтер Яна.

<…>

В.Путин: Спасибо.

Дмитрий Николаевич,
конечно, любая инициатива, в том числе и те, которые прозвучали сегодня, должны
быть должным образом, профессионально проработаны. Единственная просьба – чтобы
это не продолжалось вечно. Это всё-таки должно быть в обозримые сроки изучено и представлено к реализации.

Подводя итоги нашей сегодняшней встречи,
хотел бы вот что сказать. Мы, конечно, затронули самые разные темы сегодня. Вы
затронули, уважаемые друзья. Но каждый из вас говорил о своих проектах – это
было видно, заметно, сразу видно – с внутренней энергией и с искренней
увлечённостью. Это ещё раз доказывает, что подавляющее большинство людей,
посвятивших себя защите природы, действуют, что называется, по зову сердца. А это всегда лучший пример для подражания на будущее, для других граждан страны,
для детей, для молодёжи, стимул присоединяться к многочисленным природоохранным
инициативам добровольцев и некоммерческим организациям.

Проекты, о которых вы сегодня рассказывали, которые реализуют ваши единомышленники по всей
России, – это как раз и есть то, что называется
ответственной экологической культурой.

Мы начали с очень сложной темы. Она и экономическая, и экологическая. Это сбор мусора. Восстановление лесов – ещё
одна тема, которую мы обсуждали. Забота о безнадзорных и диких животных,
экопросвещение. По сути, всё это основа, залог успеха всех стратегически
важных, общенациональных и региональных
программ по защите окружающей
среды.

И, безусловно, ваша деятельность должна
получать и будет получать постоянную заинтересованную поддержку со стороны
органов власти и представителей бизнеса.

Обращаю на это особое внимание глав
регионов, профильных ведомств, руководителей
предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Что хотел бы дополнительно
подчеркнуть: у нас был период, когда задачи освоения территорий, создания новых индустриальных центров – это
было необходимо делать, это понятно. Но решались эти задачи фактически любой
ценой. В результате допущенные тогда, порой ещё в прошлом веке просчёты в наши
дни в буквальном смысле слова отравляют жизнь людей и природу. К сожалению, и сегодня мы видим проявления такого откровенно потребительского подхода. Такое
ещё встречается, и нередко, к сожалению. Многие живут по принципу «после нас –
хоть потоп».

Это прискорбно. Такая логика –
тупиковая и крайне опасная. Сама природа
даёт нам сигнал: устойчивое развитие возможно
только при соблюдении гармоничного, рационального баланса интересов – экономического роста, благосостояния
общества и, с другой стороны, экологической безопасности.

Строгие и адекватные
экологические требования к любой хозяйственной деятельности, последовательное снижение объёмов вредных выбросов
в крупных индустриальных центрах страны – мы об этом уже много раз говорили, а это что такое, – это чистый воздух,
вода, земля. Всё то, что имеет непреходящее значение для каждого человека. И наряду с социальной защищённостью, достатком, возможностями для самореализации
формирует качество жизни людей. И сегодня, и в будущем.

Проблемы окружающей среды, экологии
всегда были и остаются в ряду наиболее
чувствительных, важных для общества тем. И не случайно в числе инициатив граждан по поправкам в Конституцию – об этом коллеги тоже сегодня говорили, причём неоднократно к этому возвращались –
было так много предложений усилить требования к сохранению природы,
окружающей среды, ответственность за гуманное отношение к животным, развивать
систему экологического просвещения.

Полностью поддерживаю такую
принципиальную позицию. Речь идёт о нашем национальном достоянии в полном
смысле этого слова, о нашей гордости
и нашем долге перед нынешними и будущими поколениями. Мы обязаны и будем
сберегать всё это для них, для будущих поколений на всей нашей большой планете.

Но для нас очень важно сохранить уникальное богатство природных ресурсов,
растительного и животного мира нашей страны, России. А мнение людей, интересы общества в сфере окружающей
среды и сохранения биоразнообразия должны оставаться
безусловным приоритетом.

Уважаемые
друзья! Ещё раз поздравляю вас с праздником – Днём эколога – и желаю
больших успехов во всех ваших начинаниях.

Хочу поблагодарить и за сегодняшнюю встречу и плодотворную, интересную беседу.

Всего доброго. До свидания.

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top