Ансамбль «Симд»:маленькие секреты большой хореографии24.08.2019 00:39

Ансамбль «Симд»:маленькие секреты большой хореографииРазвал легендарного хореографического ансамбля «Симд» был остановлен после личного вмешательства Президента Южной Осетии Анатолия Бибилова.

Маленькие секреты большой хореографии – примы и звезды, достигшие пенсионного возраста, должны покинуть сцену, чтобы уступить место новым талантливым танцорам. Это нормально. Риторические вопросы для всех, кто строит сейчас версии на слухах – можно ли говорить о развитии «Симда» без омоложения состава и без установления строгой дисциплины в коллективе? Могут ли танцоры, даже с большими регалиями или заслугами в обороне Южной Осетии диктовать свои условия руководству ансамбля и даже Республики? И тут дело не в том, кто главнее, а в том, что слишком много дров было наломано, пока в дела национальной хореографии вмешивались все, кому это позволяли.

Многих устраивало то, что коллектив был предоставлен нескольким фаворитам и фавориткам прежней власти. Руками бывших высокопоставленных чиновников они расправлялись с конкурентами на сцене, приобретали звания, получали денежные вознаграждения и, по сути, безнаказанно разваливали ансамбль. Кто решил, что можно танцевать в ведущем танцевальном коллективе до самой старости, а в это время молодые и амбициозные танцоры в поисках работы должны уезжать из Республики и зарабатывать на хлеб, выступая на свадьбах и развлекать публику в ресторанах Владикавказа и Москвы? Кто дал право на эту бессрочную монополию на сцену?

Вообще, этот вопрос является очень болезненным для всей югоосетинской молодежи. Кадровая политика требует тотального обновления. Уже не одно поколение молодых специалистов успело состариться в ожидании трудоустройства.

Это звучит жестоко, но молодость всегда более выигрышна, об этом не могли не знать уволившиеся танцоры. Между тем, своим оскорбительным поведением, эти люди, вероятно, сами отрезали для себя возможности дальнейшего трудоустройства — нужно было лишь проявить такт, выдержку, терпение и уважение, ведь об этом собирались позаботиться в руководстве Республики. Такова политика Анатолия Бибилова, хотя слишком часто его человечность создает ему лишь новую головную боль. Однако всякому терпению есть предел. Талант, даже самый непревзойденный и бесспорный, не может быть индульгенцией для хамства и интриг, для вредительства и аморальности. Цхинвальскость проявляется в достоинстве и благородстве, в ответственности за все, что смогли пронести через самые кровопролитные времена. А не наоборот.

Президент лично вмешался в ситуацию с «Симдом», хотя это решение далось ему не сразу. Анатолий Ильич был в курсе царящего в стенах коллектива хаоса, но, последней каплей стало то, что на гастролях в Абхазии стало плохо одному из участников ансамбля. Именно поэтому, согласно требованию новой дирекции, прохождение медкомиссии стало обязательным условием для танцоров.

Отныне на территории объекта запрещено даже курить, а появляться на общественных мероприятиях танцоры обязаны в соответствующем облике. Это такой фейс-контроль. Никакой одежды спортивного стиля и даже легкой небритости у мужчин. Говорят, после того, как из ансамбля уволились несколько танцовщиц, коллектив облегченно вздохнул. Именно уволились, это был демарш, нелепый как по форме, так и по содержанию. Будучи опытными танцовщицами, бывшие участники коллектива не могли не знать о том, что рано или поздно им придется уйти. Разница в том, что они могли сделать это красиво, возможно, получив новые звания, на которые рассчитывали при прежнем руководителе.

Танцоры не скрывают радости и подчеркивают, что уже давно перестали надеяться на то, что в коллективе сложится здоровая атмосфера. Талантливые люди устали от интриг, устали видеть, как выживают одного за другим художественного руководителя, соскучились по творчеству, по славе, к которой привыкли.

 В «Симде» тяжело переживали период завбения. Последний концерт творческого коллектива на московской площадке состоялся в 2004 году и лишь спустя 7 лет после трагических событий августа 2008 году, в 2015 году ансамбль выступил в Москве с новой скифо-аланской программой, которая ошеломила не только бомонд и высоких чиновников, но и маэстро Валерия  Гергиева. Именно его поддержкой удалось заручиться дирекции коллектива, перед югоосетинским ансамблем открывались блестящие перспективы, включая гастроли по всему миру, уровень, которого достигли при новом художественном руководителе Сергее Шавлохове, стал самой высокой планкой, взятой «Симдом» в своей новейшей истории.  Репертуар ансамбля избавился от грузинизмов и стал соответствовать аланской хореографии. К сожалению, судьба госансамбля  была в руках людей, чьи контакты с Грузией зашли слишком далеко от родственных, что привело к тотальному недоверию населения и протестному голосованию на президентских выборах в 2017 году.

Поэтому после оглушительного успеха в Москве включились уже на полную катушку «скрытые механизмы», в результате Шавлохов уехал из Южной Осетии, оскорбленный всяческими грязными инсинуациями, облитый грязной клеветой с ног до головы. Мастера интриг достигли в своем деле высокого профессионализма.  В  2018 году просочилась информация о том, что Анатолий Бибилов вновь пригласил талантливого хореографа  и лично дал ему гарантии неприкосновенности и даже готов был предоставить охрану (!) – (беспрецедентное решение, но необходимое в сложившихся тогда условиях), кое-кто приложил все усилия, чтобы у балетмейстера отпало всякое желание возвращаться в «Симд». Можно ли эти явления считать спецификой, индивидуальностью коллектива, за сохранность которых так активно стали болеть сторонние эксперты?

В «Симде», почти священном для жителей Южной Осетии, царили нешуточные страсти, в результате которых уходили талантливейшие художественные руководители и артисты, рушились дружеские и творческие связи. Поэтому с самого начала, когда на должность худрука был назначен Радион Гуларов, были приняты превентивные меры.

О новых правилах и о новой кадровой политике были предупреждены все, но проигнорировали это, посчитав, вероятно, что достигли уровня Альбины Баевой или Аслана Кабисова (Пыцык). Хамское и чванливое поведение бывших танцоров с членами квалификационной комиссии все же не помешало ее работе. Опытных специалистов не удалось смутить этой постыдной в высококультурной даже в самые тяжелые времена Южной Осетии нахрапистостью. Этого показалось недостаточно. Далее  в общественных местах стали звучать яростные реплики о руководстве Республики, распространение грязных слухов о новом художественном руководителе – классика, далее в ход пошли манипуляции  «общественным мнением»  в социальных сетях. Попытка создать чудовищный фон вокруг масштабных реформ в «Симде» с помощью двух-трех человек и тех, кто им сочувствует или вообще любит упражняться в оскорблениях в адрес всего, о чем говорят другие. Это такой классический для Цхинвала вид социопатии, когда человек с психопатическими проблемами изливает свой негатив и ему становится легче.

После разговоров с несколькими танцорами «Симда» стало понятно, что на шумные разговоры о «трагической» судьбе коллектива здесь не думают реагировать, сам Радион Гуларов тоже настроен решительно. Из ансамбля уже исключены люди, создававшие высокое напряжение, поэтому в этот раз не удастся сделать так, чтобы новый худрук, совершенно вымотанный постоянными нападками и вредительством, выпал из творческого процесса и впоследствии ушел или был уволен. Особая уникальная танцевальная школа больше не будет терпеть творческие убытки или репутационные потери, здесь уже соблюдают субординацию, на репетициях чувствуется много творческой энергии, задора и сил, здесь поставили точку в истории со скандалами и интригами.

Алан Дзебизов

мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top