Право на права: стоит ли в Южной Осетии ужесточать санкции за любые нарушения ПДД03.04.2019 12:58

Право на права: стоит ли в Южной Осетии ужесточать санкции за любые нарушения ПДД

Фото:пресс-служба МВД

Госавтоинспекция Южной Осетии внесла в парламент республики законопроект, который предполагает изъятие водительских прав за любые нарушения на дорогах. Sputnik собрал мнения за и против такой неоднозначной меры

 На недавнем заседании президиума парламента рассматривался проект закона об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Он предусматривает ужесточение наказания за нарушения ПДД.

Разработчик законопроекта — МВД Южной Осетии — предлагает сразу изымать у водителей, совершивших административные правонарушения, водительские удостоверения. Взамен им предлагается выдавать временное разрешение на право управления транспортным средством до уплаты штрафа.

Тупик для ГАИ и бессильные приставы

По словам начальника ГИБДД Алана Джиоева, многие проштрафившиеся водители уклоняются от оплаты штрафов и не спешат появляться в судах на рассмотрении своих административных дел.

«В прошлом году в республике было совершено более 13 тысяч нарушений ПДД, в более чем четырех тысячах случаев штрафы не уплачены. Мы в тупике. У нас около четырех тысяч машин с иностранными номерами, владельцев которых потом приходится искать, чтобы они оплатили свой штраф», – сказал он.

Глава Минюста Залина Лалиева, принимавшая участие в работе парламентского заседания, поддержала разработчиков. Она отметила, что практически бессильны бывают и судебные исполнители, которым впоследствии передаются протоколы о нарушениях.

Министр пояснила, что данные о нарушителях приставы получают из документов, удостоверяющих личность, где информация о месте прописки не всегда совпадает с фактическим местом проживания.

«Судебным приставам  из-за того, чтобы вернуть 100 рублей, которые нарушитель должен уплатить в виде штрафа, приходится искать его по всей республике. В итоге они зачастую платят эти деньги из своей зарплаты, чтобы закрыть производство», – сказала Лалиева.

Давайте запретим все

Вице-спикер Сергей Харебов выступил с резкой критикой предлагаемых санкций в отношении водителей. По его словам, не нужно усложнять жизнь людей из-за того, что какой-то орган не может выполнять свою работу. Он поинтересовался, как это отразится, к примеру, на тех, кто на территории республики проезжает транзитом и что-то нарушил – «отнимем у него права, и скажем: давай, будь здоров?»

«Мы выносим этот закон из-за тех немногих, кто ездит на машинах не с югоосетинскими номерами, а страдать будут все. Давайте отнимем и машины, купим велосипеды, и никто ничего не будет нарушать. ГАИ и другие учреждения должны работать. Или же мы хотим облегчить жизнь судебным приставам и усложнить другим людям», — сказал он.

Депутат предложил озвучить реальную статистику нарушений и убедиться, что большинство нарушителей являются как раз сотрудниками правоохранительных органов, у которых изымать права никто не будет, «а закон ударит лишь по обычным людям».

При этом Харебов поддержал увеличение суммы штрафов за нарушение правил дорожного движения.  Депутат также обратил внимание и на множество так называемых «лежачих полицейских», которые тоже установлены не по правилам.

Были среди депутатов и те, кто поддержал санкции. Филипп Каджаев отметил, что он каждый день наблюдает беспредел на столичных дорогах.

«Я вижу на наших дорогах много безобразия, когда, например, водители ездят, параллельно разговаривая по телефону. Я за ужесточение наказания, вплоть до изъятия транспортных средств», – сказал он.

Рост коррупции и непопулярные шаги

Все опрошенные Sputnik автовладельцы с недоумением и удивлением восприняли намерение властей таким образом ужесточить наказание. Они едины во мнении, что изъятие водительских прав за любое нарушение ПДД делу не поможет, а лишь приведет к росту коррупции на дорогах.

«Если уж мы зеркалим российские законы, то почему мы не можем их улучшать, а лишь ухудшаем. Если законодатели и правоприменители не могут этого сделать, пусть просто возьмут как есть. Практика изъятия водительских прав практически не меняется со времен СССР. Штраф – штрафом, нарушил – изволь оплатить, но лишать прав за все – это, я считаю, беспредел», — говорит Михаил.

Автовладелец Виталий предлагает властям для начала привести в порядок дороги, установить знаки и разметку по всем правилам, а не «где вздумается» и потом говорить об ужесточении.

«В любом случае это неправильно — стричь всех под одну гребенку. Это непопулярные шаги, они вызовут недовольство населения, которое, в конечном итоге, получит лишь излишнюю волокиту, а ситуации на дорогах, я уверен, это не очень поможет», – сказал он.

«Интересно, разработчикам этого закона никто не говорил о правах человека», — заметил еще один наш собеседник.

Временная мера? Почему бы и нет

Замглавы администрации президента Алан Джуссоев говорит, что был бы не против такой меры в отношении нарушителей правил дорожного движения. В то же время он отмечает, что одними штрафами проблему не решить, ее нужно решать в комплексе – делать разметки, знаки, стоянки.

«Я сам водитель и каждый день вижу, что у нас творится на дорогах. Машины ставят где попало, город перегружен. Движение надо упорядочить, на каких-то улицах вводить одностороннее движение. В принципе, водитель должен знать, что будет нести ответственность, и за нарушение его накажут «карманом», –  считает Джуссоев.

При этом он отметил, что не исключает и коррупционной составляющей, но начинать с чего-то надо.

«Так любое начинание можно привязать к коррупции. Поэтому в качестве временной меры против нарушителей, почему бы и нет», – заметил он.

Жестковат и недоработан

Спикер парламента Петр Гассиев считает, что проект закона был «чуть-чуть не доработан».

«Он был жестковат, поэтому мы решили не торопиться, посмотреть, что еще можно сделать», – сказал он.

Он уверен, что эффективность закона заключается не в его жесткости, а неотвратимости применения.

«Мне кажется, те возможности, которые сейчас есть у ГАИ, не до конца реализуются. И, наверное, не мне одному так показалось, потому что даже до сессии этот законопроект не прошел. Но мы к нему вернемся позже», – отметил спикер.

Гассиев добавил, что нужно довести до конца имеющиеся возможности воздействия на нарушителей ПДД, «если и в этом случае не будет должного эффекта, тогда уже можно и ужесточить».

«Вы сами видите, что у нас весь город покрылся, как бородавками, этими «лежачими полицейскими». С одной стороны, неприятно, с другой – есть участки дорог, где они необходимы», – отметил он.

Серьезная мера

Выпускник МГИМО Ян Габараев считает инициативу «откровенно вредной: расплывчатые цели, неоправданное юридическое давление на водителей и, как результат, большой простор для злоупотреблений с обеих сторон».

«Кроме того, в республике действует кодекс административных правонарушений с четко ограниченными санкциями в отношении нарушителей, сориентированные на КоАП РФ. Изъятие водительских прав – серьезная мера, основания для такого решения соразмерно критические и обозначены в законе», — заметил Габараев.

Он считает, что изъятие водительских прав допустимо в случае, если зафиксирована езда с подложными знаками регистрации, вождение в нетрезвом виде, значительное превышение скорости, либо выезд на «встречную».

«Изъятие прав влечет за собой полноценное судебное разбирательство: за это время водитель может пользоваться временными правами», — пояснил Габараев.

Если закон предполагает крайнюю меру в отношении любых нарушений ПДД, продолжил он, то сотрудникам ГАИ стоит запастись офисной бумагой и нечеловеческим терпением.

«Статистика ДТП в республике объемная — за прошлый год Госавтоинспекция отчиталась о более чем 13 тысячах нарушений», — добавил Габараев.

Как в России

В России лишение прав грозит водителям, допускающим грубые или систематические нарушения ПДД, и должникам. При этом принять решение о необходимости изъятия водительского удостоверения с 2019 года может сотрудник ДПС. Однако в его компетенцию входит лишь оформление документов для передачи дела в суд, но не изъятие водительского удостоверения.

Постановление о лишении права управления автомобилем выносит суд в качестве основного или дополнительного наказания. По нарушениям, зафиксированным камерами наблюдения, такое наказание не применяется вовсе.

Диана Козаева

Sputnik 

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top