Объективность, как главный критерий21.03.2019 00:00

«Самым востребованным школьным предметом для сдачи ЕГЭ по выбору среди выпускников Северной Осетии по-прежнему остается обществознание – его планируют сдавать 2627 человек», – рассказала министр образования и науки РСО–А Людмила БАШАРИНА. Мы встретились с руководителем ведомства накануне начала досрочного периода единого госэкзамена, чтобы выяснить, готова ли наша республика к очередной волне государственной итоговой аттестации.

– В этом году у нас будет на один пункт приема экзамена меньше, чем в 2018-м. Они все готовы к проведению испытаний: школы, в которых выпускники сдают ГИА, оснащены системами видеонаблюдения, налажена система сканирования и печати контрольно-измерительных материалов в аудиториях. Все это сделано для того чтобы обеспечить полную объективность ЕГЭ и избежать утечек заданий.

– Мы по традиции ждем федеральных наблюдателей?

– На досрочном этапе у нас будут региональные наблюдатели, на основной период ждем 40 общественных наблюдателей, но пока не знаем, из каких регионов. В прошлом году были из Краснодара и Ставрополя. Как всегда, создаем комфортные условия для их пребывания, организуем культурную программу.

– Подача заявлений на сдачу ЕГЭ происходит до 1 февраля, эта дата едина для всей России. Но, как всегда, находятся те, кто уже после этого дня обращаются с заявлением о смене выбранных предметов, о дополнении перечня экзаменов. Были ли подобные случаи и в этом году?

– Обращения бывают ежегодно, но нужно отметить, что идет тенденция к их уменьшению с каждой новой экзаменационной кампанией. Это федеральное требование – закрыть базу 1 февраля, и внесение в нее изменений без веской причины, подтвержденной документально, невозможно. Нам приходится отказывать, что, естественно, вызывает негодование, но именно поэтому с выпускниками ведется работа задолго до установленных сроков.

– Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что в 2019 году по всей стране увеличился процент выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выбирающих прохождение итоговой аттестации в форме ЕГЭ, хотя у них есть право сдавать экзамены в традиционном формате. В Северной Осетии также наблюдается подобная тенденция?

– Наша республика, к сожалению, относится к числу тех регионов, где достаточно высокий процент детей с ОВЗ, сдающих ежегодно традиционные экзамены.

Разумеется, мы на это повлиять не можем, тем более, если предоставляется соответствующая медицинская справка. Главное требование, которое от нас просят выполнить, это увеличение продолжительности экзамена для таких школьников.

Кроме этого, у нас действительно бывают дети, которые нуждаются и в помощи ассистента, и в дополнительном питании, и в проведении каких-то медицинских процедур во время экзамена. И то, что такие дети все чаще выбирают ЕГЭ, а не ГВЭ, это радует, потому что они понимают, что для них написать единый госэкзамен будет и легче, и быстрее.

А еще объективнее. Ведь именно этот параметр является одним из основных, характеризующих систему итоговой аттестации в форме ЕГЭ. И несмотря на то, что в этом году единому госэкзамену, как обязательной форме аттестации выпускников школ, исполняется десять лет, все еще можно услышать слова недовольства и недоверия к процессу. Как подчеркнула Людмила Башарина, главная причина таких высказываний не в концептуальном несогласии с заданиями ЕГЭ, а в невозможности повлиять на итоговый результат извне: «Если ребенок знает предмет, то на едином госэкзамене никакая субъективность не сможет снизить полученные баллы».

– После оглашения первых результатов ЕГЭ начинается активная фаза работы конфликтной комиссии. Как меняется с каждым годом число поданных апелляций?

– У нас есть два вида обращений –по нарушению процедуры проведения экзамена и о несогласии с результатом. Претензий по первому поводу практически не бывает. Заявления о несогласии с выставленными баллами подаются массово, но с каждым годом их количество сокращается, также как и число удовлетворенных апелляций. Ведь каждое удовлетворенное обращение означает, что предметная комиссия недоработала во время проверки. Мы идем на все, чтобы соблюсти и защитить права ребенка, поэтому даже по настоянию заявителей отправляем работы на перепроверку в Москву. Но ситуации бывают разные: баллы могут не только добавить или оставить без изменений, но и снять. В этом году для повышения уровня проверки работ абсолютно все председатели предметных комиссий пройдут обучение в Федеральном институте педагогических измерений.

– Не удается избежать во время экзаменационной кампании и нарушений процедуры ЕГЭ со стороны выпускников. За что участника экзамена могут удалить из аудитории?

– Долгие годы разрешалось наличие мобильных телефонов, и удаляли лишь за его использование. Однако уже последние несколько лет даже наличие телефона аннулирует результат экзамена без права пересдачи в текущем учебном году. То же самое касается письменных заметок и нарушения общественного порядка. Поэтому мы еще раз обращаемся и к самим выпускникам, и к их родителям: не используйте средства связи и гаджеты во время ЕГЭ. Неоднократно повторялись ситуации, когда ребенку удалось пронести телефон, как они сами объясняют «на всякий случай», но он им так и не воспользовался во время экзамена, а уже при выходе из аудитории мобильный зазвонил… Это грубое нарушение, которое фиксируется – сразу поступают, так называемые, видеометки, и мы на них реагируем согласно правилам.

– В процедуре сдачи ЕГЭ в 2019 году два основных нововведения: это сдача либо только базовой математики, либо профильной, а также невозможность получение медали «За особые успехи в обучении» без успешного результата экзамена по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Ожидается ли в связи с этим уменьшение числа медалистов?

– В прошлом году мы проанализировали результаты ЕГЭ выпускников, получивших аттестат с отличием, и вынуждена констатировать, что среди них были такие, кто не преодолел даже минимальный порог, хотя по всем формальным признакам заслуживал медали… Разумеется, это вызывает негодование. Сейчас мы перепроверили итоговые сочинения претендентов на медали, которые выпускники этого года писали как допуск к ЕГЭ, и 6 работ переведены нами с «зачета» на «незачет». С фактами необъективного выставления оценок боремся не только мы – эта работа ведется во всех регионах.

– А не корректируется ли образовательный процесс в тех школах, которые по результатам мониторинга итогов ЕГЭ показывают низкие показатели своих выпускников?

– У нас реализуется проект по работе со школами с низкими образовательными результатами, объединившим их в сеть с более успешными образовательными учреждениями, которые оказывают им консультативную и методическую поддержку. По завершению основной кампании единого госэкзамена можно будет судить об успешности такого нововведения.

– Ведется ли какая-то работа с родителями выпускников по уменьшению нервозности в предэкзаменационный период и уже непосредственно во время проведения ЕГЭ? По сути, ни для кого не секрет, что зачастую мамы и папы переживают больше самих школьников.

– В каждой школе существует и реализуется план разъяснительной работы с родителями. Кроме того, лично познакомиться с процедурой проведения они могут во время уже традиционной акции «ЕГЭ с родителями». Отзывы бывают разные, но в целом родители соглашаются, что в этом процессе нет ничего страшного, и переживания могут только помешать ребенку сосредоточиться на заданиях. Поэтому и говорят, что будут настраивать своих детей, чтобы подойти к аттестации спокойно и без лишнего волнения.

Здесь хочется сказать о неизбежно возникающем конфликте интересов: когда завышенные ожидания родителей не совпадают с объективным уровнем знаний их ребенка. Школьные оценки, к сожалению, не всегда являются показателем и мы упускаем момент, когда можно было подтянуть какой-то предмет, восполнить пробелы. Но в любом случае каждый взрослый должен понимать сам и объяснить это ребенку: если он не поступил в этом году, то это не катастрофа. Мы почему-то забываем примеры, когда, сдавая экзамены в традиционной форме, абитуриенты также не поступали и штурмовали пороги желаемых факультетов или вузов по нескольку лет. Сейчас ничего не изменилось, кроме формы прохождения итоговой аттестации. Родитель должен быть всегда поддержкой для своего ребенка.

– Хотелось бы вернуться к разговору о предметах, которые выбрали для сдачи ЕГЭ в этом году выпускники республиканских школ. Каково соотношение между базовой и профильной математикой?

– На математику базового уровня зарегистрировались 2124 выпускников, а на профильную – 1826. Конечно, нас это расстраивает, поскольку это отражает низкий спрос на технические специальности – физику тоже в этом году сдают меньше человек, чем в прошлом. Обществознание остается самым массовым из предметов по выбору, и только потому, что он необходим при поступлении на юридические и экономические специальности, которые продолжают оставаться самыми популярными. Вместе с тем результаты ЕГЭ по данному предмету оставляют желать лучшего, потому что он требует достаточно широкого спектра знаний, в том числе из смежных дисциплин. В числе лидеров также биология – 1305 человека, история – 1551 и химия – 996. Рейтинг предметов по выбору – это некий срез результатов профориентационной работы, которая должна вестись комплексно. Но если посмотреть на учащихся сегодняшних 6-8 классов, то мы увидим, что у них более выражена способность технического мышления и не исключено, что к моменту сдачи ими ЕГЭ показатели выбранных дисциплин поменяются.

Перед основным периодом итоговой аттестации у выпускников-2019 еще будет возможность написать пробные ЕГЭ: это и проверка знаний, которая позволяет выявить пробелы в той или иной области, и тренировка самой процедуры проведения экзамена, заполнения бланков и собственного навыка справляться с волнением. Примечательно, что сегодняшние участники единого госэкзамена и не знакомы с другой формой прохождения выпускной аттестации, а потому психологически у них не будет барьеров и отсылов к тому, «как было раньше»: с первого класса они были готовы, что их ждет ОГЭ и ЕГЭ.

– И в конце хотелось бы спросить о мифах, связанных с ЕГЭ, которые неизбежно актуализируются перед началом каждой экзаменационной кампании.

– Я еще раз повторюсь, что каждая аудитория, где сдается экзамен, оснащена системой видеонаблюдения: под камеры попадают все парты в классе. Если такого обзора нет, то пункт приема просто считается не готовым и не будет утвержден Рособрнадзором. При возникновении форс-мажорных ситуаций – отключении света или интернета, мы должны в течение 20 минут устранить проблему, иначе экзамен будет признан несостоявшимся и перенесен на резервные сроки. И я вам со всей ответственностью заявляю, что если кто-то предлагает вам договориться о каких-то преференциях во время сдачи ЕГЭ, о помощи на экзамене или о влиянии на итоговый результат, то это афера. Наша главная задача – это создание условий для объективного проведения государственной итоговой аттестации.

Источник

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top