Пленарное заседание съезда РСПП14.03.2019 17:27

Съезд
РСПП проходит в рамках традиционной Недели российского бизнеса (11–15 марта),
где формируются предложения по актуальным направлениям взаимодействия бизнеса и государства.

По окончании пленарного заседания Президент встретился с членами бюро правления РСПП.

* * *

Стенографический отчёт о съезде Российского союза промышленников и предпринимателей

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Очень рад всех приветствовать, всех
участников, гостей съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

Мы с вами встречаемся на этапе, когда разворачивается работа по реализации национальных
проектов, планов инфраструктурного развития. И вновь хотел бы подчеркнуть,
говорил об этом уже не один раз, скажу сегодня ещё раз
обязательно: бизнес – их непосредственный и важнейший участник, этих проектов. Рассчитываю
здесь на наше самое тесное, результативное партнёрство, на то, что цели,
которые мы ставим, станут точкой приложения капиталов, кадрового потенциала и деловой активности, делового таланта российских предпринимателей, я практически
не сомневаюсь. И рост вашей конкурентоспособности будет означать укрепление и прогресс всей страны, новые рабочие места, повышение
качества жизни граждан Российской Федерации.

Предлагаю сегодня
сосредоточить особое внимание на тех задачах, которые предстоит решать в текущем году. Обсудим вопросы, которые вас
волнуют, ваши инициативы по снятию барьеров
и созданию дополнительных реальных
стимулов для бизнеса. Мы видим стремление
ведущих российских компаний инвестировать в программы развития страны,
активно, содержательно участвовать в реализации национальной повестки. Отмечу,
что на рабочей встрече под руководством Александра
Николаевича Шохина и Антона Германовича Силуанова рассмотрена почти тысяча таких проектных
инициатив. На их основе уже
подготовлено 250 инвестиционных заявок общим объёмом 12,1 триллиона рублей. Речь
идёт о капиталовложениях в общественно важные направления, ключевые для
динамичного роста экономики и всей страны, в том числе в сфере промышленности,
высоких технологий, транспорта, связи, экологии и туризма. Это действительно
масштабные проекты с хорошим синергетическим
эффектом, и, естественно, они долгосрочные, с большим горизонтом.

На пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

Потому считаю принципиальным обеспечить
неизменность правил при их реализации, сформулировать конкретные меры, которые
позволят снизить риски инвесторов. Все эти позиции
нужно чётко зафиксировать в законе о поощрении и защите
капиталовложений. Обращаю также внимание на то, что следует принять дополнительные
решения по режиму специального
инвестиционного контракта, повысить эффективность этого инструмента, направленного на развитие в России уникальных прорывных технологий.
Знаю, что коллеги в Правительстве пока не выработали
согласованной позиции по законопроекту о поощрении и защите
капиталовложений.

Конечно,
понятно, что по ряду положений документ кардинально новый, сложный, требующий
тщательного анализа всех деталей. И тем не менее не в ущерб его качеству нужно
ускорить работу, завершить её в максимально короткие сроки, обязательно
учитывая позицию бизнеса, деловых объединений, в том числе предложения,
которые, уверен, и сегодня прозвучат.

Следующая
важнейшая тема, о которой подробно говорил в Послании, если вы обратили
внимание, – это экология, общая ответственность
государства, общества, бизнеса за состояние окружающей среды,
экологическое благополучие. С этого года, как вы знаете, начался полноформатный
процесс обязательного перехода предприятий
на наилучшие доступные технологии, на новые
экологические стандарты. Это и минимизация
ущерба природе, и оздоровление ситуации в крупнейших индустриальных
центрах, и стимул для глубокой модернизации производств.

Хотел бы вновь подчеркнуть: мы должны руководствоваться здесь прежде всего интересами граждан. Уверен, вы хорошо понимаете, что недопустимо
бесконечно сдвигать сроки отказа от архаичных технологий, пытаться смягчить, «закруглить»
тот или иной экологический законопроект, в том числе хорошо известный – о квотировании выбросов. Если мы допустим такую практику, то это будет означать, что
ничего нового, по сути, решаться и вноситься не будет, мы будем топтаться на месте, отставать от других стран и по качеству жизни людей, и, кстати говоря, по эффективности экономики. Поэтому предлагаю сегодня
предметно поговорить о сохраняющихся проблемах в этой сфере. Конечно,
они есть, мы знаем об этом. Нормативные или иные преграды, которые мешают
быстрому, реальному переходу промышленности на наилучшие доступные технологии и строгие природоохранные стандарты, – конечно,
мы должны это обсуждать и принимать согласованные решения.

И ещё одна сфера, о которой хотел бы сказать отдельно. С 1 июля должна заработать безопасная для граждан схема финансирования жилищного строительства с использованием так называемых счетов эскроу. То есть деньги граждан будут
поступать не застройщику непосредственно, как прежде, а на специальный счёт в банк и списываться с него только в обмен на готовое жильё. Таким образом, строительным компаниям потребуется в гораздо больших объёмах
привлекать банковские кредиты, использовать
механизмы проектного финансирования.

Мы
все понимаем, что это новый для отрасли
инструмент, и мы все вместе должны наладить работу так, чтобы не снижать, а последовательно наращивать темпы строительства жилья. Конечно, уже
по новым принципам финансирования. Важнейшее значение здесь имеет чёткое, прозрачное взаимодействие банков и компаний,
создание стимулов для банков кредитовать
стройку. И конечно, должны быть понятными источники для финансирования
социальной, инженерной инфраструктуры. И я просил бы представителей
строительной отрасли, – мы уже говорили
много раз об этом, встречались со многими коллегами на разных уровнях, и у меня
тоже проводили соответствующие совещания, – но если остались вопросы, прошу
сегодня тоже высказываться по этим и другим актуальным проблемам.

На пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

Уважаемые
коллеги! Ровно пять лет назад на съезде РСПП деловые объединения и Агентство
стратегических инициатив дали старт важному
проекту – Национальному рейтингу инвестиционного климата в субъектах Российской
Федерации. Он стал стимулом для управленческих команд в регионах менять свои подходы, оказывать поддержку людям дела, которые готовы вкладывать
капиталы в создание рабочих мест, в расширение и обновление своих предприятий.

Важно,
что работа по улучшению условий ведения
бизнеса продолжается. Знаю, что на полях
нынешнего съезда подписано соглашение
между ведущими деловыми объединениями и Агентством стратегических инициатив по организации работы специальной
информационной платформы, о которой также шла речь, если вы обратили
внимание, в Послании. С её помощью у предпринимателя
появится дополнительная, надеюсь, возможность сообщить о фактах
незаконного давления, о попытках отъёма
собственности и так далее. Руководителям правоохранительных органов уже
поручено оказывать вам необходимое содействие, включиться в эту работу и использовать зарождающийся механизм для совершенствования своей деятельности.

Рассчитываю,
что благодаря такому сотрудничеству будет сделан значимый шаг по улучшению инвестиционного климата,
повышению прозрачности деловой среды,
чтобы условия для предпринимательских
инициатив малого, среднего, крупного
бизнеса соответствовали тем масштабным, стратегическим целям, которые стоят перед нашей страной.

Благодарю
вас за внимание. Спасибо.

А.Шохин: Уважаемый Владимир Владимирович!

Хотел прежде всего поблагодарить
Вас за традицию участвовать в съездах
Российского союза промышленников и предпринимателей. Это, безусловно, придаёт импульс не только нашим
дискуссиям, но и дальнейшим шагам по реализации
достигнутых договорённостей, которые и на этот раз, мы считаем, у нас имели место, и мы
собираемся активно включиться в их реализацию.

Мы съезд проводим традиционно на площадке Недели
российского бизнеса. И на протяжении
предшествующих трёх дней мы провели более десяти различных форумов – это и налоговый
форум, финансовый, социальный, экологический, международный, форум институтов развития, форум по надзорно-контрольной деятельности, по техническому регулированию, по цифровой трансформации. Стала уже традиционной
совместная сессия с валдайским дискуссионным
клубом. И хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить и членов Правительства, Центральный банк, и Администрацию
Президента за то, что были делегированы
руководители высокого уровня, вплоть до вице-премьеров,
для участия в этих форумах. Сегодня утром мы
провели ещё несколько сессий, в которых участвовали ключевые члены Правительства производственного, промышленного,
экономического блоков. Так что достигнуты определённые
договорённости, и что приятно, что по тем вопросам, где были развилки, сегодня публично, по сути дела, не хочу
сказать, что в режиме очной ставки, тем не менее мы поняли, что в ближайшее время наши договорённости
будут воплощены в законодательные решения.

Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

Основная
тема форума – это реализация национальных проектов.
И это не потому, что мы как бы угадали настрой Вашего выступления, а потому,
что это действительно так, бизнес
заинтересован в реализации национальных проектов, поскольку большая их часть непосредственно
затрагивает интересы бизнес-сообщества: это экология, образование,
здравоохранение, международные кооперации и экспорт, наука, малое и среднее предпринимательство, производительность труда, комплексный план
модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Почти все национальные проекты так или иначе затрагивают интересы бизнеса, с одной стороны, а во-вторых, предполагают
вовлечение бизнеса в реализацию этих проектов.
И немаловажно то, что рабочая группа, которую Вы
упомянули, которая отобрала уже несколько сот
инвестиционных заявок, ориентируется как раз на их встраивание в национальные
проекты.

Я хотел бы выделить несколько
сквозных тем, которые были ключевыми на наших
форумах. Во-первых, это цифровая трансформация.
Дискуссии и на Цифровом форуме, и на других форумах
показали, что цифровая трансформация и цифровые решения позволяют, прежде всего, уйти от многих
анахронизмов. Например, в трудовой сфере наконец
мы собираемся покончить с бумажными трудовыми книжками, если Михаил Викторович Шмаков не будет
возражать, и постепенно внедрим электронный документооборот,
в том числе в кадровой сфере, во многих остальных сферах он достаточно эффективно уже работает.

В техническом регулировании
необходимо активизировать разработку
стандартов для Индустрии 4.0 и сократить существенным образом сроки разработки стандартов. Сейчас это 16
месяцев. Жизнь настолько динамична, что 16
месяцев на разработку стандарта и техрегламента – это значит отстать, заведомо отстать в начале пути.

В контрольно-надзорной
деятельности, безусловно, стоит задача сократить традиционную контрольно-надзорную деятельность, в том числе перейти на механизм онлайн-контроля, без живого соприкосновения с контролёрами. И,
безусловно, тут важны переход на риск-ориентированный подход и реализация принципов регуляторной гильотины, о чём Вы говорили в Послании.

Не могу не сказать о подписанном сегодня соглашении по разработке цифровой
платформы для работы с обращениями
предпринимателей. Мы тоже считаем, что
переход в этом вопросе на цифровые технологии, блокчейн-технологии позволяет, условно говоря, сделать достаточно прозрачным процесс и жалоб предпринимателей, и самое главное – принятия решений по этим жалобам
и отсеиванию обоснованных от иных, которые
вряд ли являются проявлением действительно
объективных проблем. И самое главное, что это повысит защищённость предпринимателей в защите прав собственности, не допуская её отъёма, необоснованных форм привлечения Уголовного кодекса и уголовно-процессуальных норм к решению
хозяйственных вопросов, о чём мы в последнее время достаточно много говорим.

Вторая тема, ключевая, сквозная
тема – это повышение предсказуемости и прогнозируемости. Во многих сферах эта тема волнует бизнес, прежде всего в фискальной сфере. И, безусловно, одна из тем – движимое имущество. Вроде бы добились того,
что движимое имущество выведено как объект
налогообложения из Налогового кодекса, но в то же время появилась новая тема – как определять движимое
имущество, как его отделять от недвижимого. И тут
мы хотели, чтобы в Гражданском кодексе были чёткие формулировки, которые толковались бы одинаково бизнесом, регионами,
налоговыми службами и так далее, иначе будет
вот это произвольное толкование. Кстати, это касается и так называемых
неналоговых платежей. Год назад мы начали
работу по упорядочению неналоговых платежей,
договорились о том, что попытаемся их инкорпорировать
в Налоговый кодекс, но первая попытка, на наш взгляд, не увенчалась успехом. Те шесть неналоговых платежей, которые Минфин
предложил инкорпорировать в Налоговый кодекс,
на наш взгляд, не позволяют говорить об эффективности этой меры: ответственность увеличивается – и уголовная, и возможность блокировки счетов и так далее, что вытекает из Налогового кодекса.

На пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

В то же время мы считаем, что многие проблемы остались за бортом, в том числе и возможность обнуления
этих платежей за счёт реальных инвестиций компаний
в улучшение экологии, в собственные затраты инвестиций на утилизацию. Поэтому здесь мы обратились в четыре бизнес-объединения с просьбой не торопиться в этом вопросе, а заняться, например,
инкорпорированием в Налоговый кодекс тех неналоговых платежей, которые соответствуют понятию государственная
пошлина.

С учётом того, что у нас всё-таки ограниченное
время, мы предлагаем сконцентрироваться на тех темах, на которых, Вы, Владимир Владимирович, остановились в своём выступлении. Первая из них – это инструменты
поддержки инвестиционной деятельности
компании, и мы считаем, что, безусловно, очень важно сделать все эти инструменты бизнес-ориентированными. Сейчас мешают иногда сложные процедуры, избыточная отчётность,
завышенные требования к проектам, что резко
снижает востребованность и мер поддержки, и возможности институтов развития и так далее. При
этом мы говорим и о платформенных решениях здесь, и, в частности, поэтому рассчитываем на достаточно
быстрое принятие закона об инвестиционной деятельности, защите и поощрении инвестиций, и специальные, специализированные инструменты, такие как обновлённое
законодательство о специнвестконтрактах,
корпоративные программы повышения конкурентоспособности
и так далее. Важно, чтобы эти меры были системно
выстроены, не конкурировали друг с другом. И об этом сегодня мы специально говорили на утренней сессии с участием членов Правительства.

Я хотел бы, чтобы начал эту тему
Захар Давидович Смушкин, который активно
участвовал в дискуссиях с Правительством, в подготовке соответствующих законопроектов. И дальше мы продолжим
обсуждение тех тем, которые Вы, Владимир
Владимирович, обозначили в своём выступлении.

Спасибо.

З.Смушкин: Уважаемый
Владимир Владимирович! Александр Николаевич!
Уважаемые коллеги!

Действительно,
на сегодняшний день у нас репродуцировано порядка 15
различных соглашений, которые сопровождают инвестиционную деятельность. Они
построены по самым разным принципам: по географическому, отраслевому, по способу поддержки
экспорта, и, наверное, ещё могут быть какие-то варианты. В общем, их
количество, на наш взгляд, достигает
критического значения, потому что такая дисперсия просто вводит инвестора в определённую прострацию.
Поэтому инициатива Минфина по новому, уже многократно обсуждавшемуся проекту,
который называется длинно: «О защите и поощрении капиталовложений в развитие
инвестиционной деятельности в Российской Федерации»
(сокращённо СЗПК), – на наш взгляд, прямо скажу в начале своего выступления, это очень позитивная
инициатива, потому что в ней есть три каких-то основных, мне кажется, базовых условия.

Первое – наконец во главу угла
поставлен размер инвестиций. В частности,
законом предлагается 5 миллиардов, из которых
1 миллиард собственных средств. Естественно, эта сумма может меняться, но главное, что здесь определяется то, что любой
инвестор, который аккумулирует средства, может являться
стороной такого соглашения.

Второе – внутри этого же пункта надо сказать, что наконец-то второй стороной соглашения является публичное
её лицо так называемое – это, собственно, Правительство Российской Федерации.
Потому что для крупных инвестиционных
проектов иногда региональные или даже отраслевые привязки недостаточны и будут являться малоэффективными.

Второе базовое условие этого
законопроекта – что инвестор получает фиксирование
тех регуляторных функций или оснований, по которым реализуется проект на достаточно долгий ряд лет. В частности, закон предлагает приблизительно 18 лет
максимально стабилизацию вот таких условий. И также предусматривает ещё и специальное регулирование в особых случаях, что тоже, естественно, крайне важно, потому что
это делает, самое главное, базовые условия
предсказуемости, о которых уже много сказано,
здесь не буду останавливаться. Это такие два основополагающих момента, которые, безусловно, вызывают
только позитивные эмоции, которые в нашем
случае поддержаны полностью.

Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Антон Силуанов на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

И последнее – это налоговый вычет. Предусматривается, что любые
пять лет из десяти лет существования проекта
инвестор может получить налоговый вычет, то есть обнуление налогов, что, в общем, является достаточно такой распространённой
мерой, которая позитивна в любой международной
практике – здесь тоже нет никаких замечаний, мы, естественно, это поддержим.

Продолжение следует.

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top