К вопросу государственного контроля на участке границы между Южной Осетией и Россией07.03.2019 15:17

К вопросу государственного контроля на участке границы между Южной Осетией и Россией

Итак, в автомобильных пунктах пропуска, в том числе и в пункте пропуска Нижний Зарамаг — Рук, осуществляют пограничный контроль, таможенный контроль, транспортный контроль, фитосанитарный контроль и санитарно-эпидемиологический контроль. Расписывать подробно, кто из них чем занимается, не имеет смысла. Отметим только, что обыватель, в основном, сталкивается лишь с пограничным и таможенным контролем.

Я не случайно упомянул Рук. Система пунктов пропуска в мире, как правило, организована на двусторонней основе. То есть стороны в работе пунктов пропуска всегда действуют согласованно, учитывают мнения и возможности друг друга. От такого взаимодействия не отходят даже недружественные или вообще враждебные сопредельные государства. На первый взгляд, такое может быть удивительным, но этому есть объяснение — если между странами есть взаимное транспортное, товарное, миграционное сообщение, то оно должно быть организованным, контролируемым.

За примерами не нужно далеко ходить — Россия и Грузия хорошо взаимодействуют в пункте пропуска В. Ларс — Казбеги. Из дальнего зарубежья можно привести в пример границу Пакистана и Индии — знаменитые ежедневные закрытия и открытия ворот, давно ставшие театрализованным действом, на которое специально приезжают посмотреть туристы. Так вот, в нашем случае дело обстоит иным образом, мягко говоря. Ни для кого же не секрет, что в Руке всё это обстоит весьма печально — ни о каком налаженном и грамотном взаимодействии и речи нет.

Только когда бывает лавинная опасность или ещё какие-то природные катаклизмы, то на юге и на севере хоть как-то координируют свои действия. Я здесь хочу отметить, что недостаточный уровень исполнения функций в Руке не является виной простых таможенников, пограничников или карантинщиков. Наше государство никогда не проявляло и не проявляет до сих пор должного внимания к единственному пути сообщения с Россией и остальным миром. Сотрудники ведомств, представленных в Руке, находятся там всю новейшую историю и по сей день в нечеловеческих условиях — в высокогорной местности, в разваливающихся сараях, с практически отсутствующими коммуникациями.

Как-то, будучи ещё сотрудником ГТК РЮО, я робко проявил инициативу, чтобы мы хоть как-то обустроили свою сторону пункта пропуска в Руке. Реакция была острой на самом высоком уровне. Помните период позорного безвременья, когда нашей страной хоть и недолго, но руководил иностранец Бровцев? Он тогда распорядился вообще убрать все службы из Рука, разозлившись на то, что сотрудники мешали каким-то схемам по быстрому освоению российских средств. Слава Богу, тогда хватило нашим службам смелости проигнорировать незаконное распоряжение исполняющего обязанности Президента.

Я, может быть, излагаю какие-то фантасмагоричные вещи, в которые трудно поверить, многие могут и засомневаться, говорю ли я правду, но свидетели всему этому есть и их много. Также могу сказать, что многое из всего, что я изложил, является новостью не только для простого обывателя, но и для многих чиновников в высоких кабинетах — у нас до сих пор некоторые путают таможенников и пограничников или не видят различий между ними даже на официальном уровне. Кстати, как тут не вспомнить, как у нас недавно законодательно закрепили абсолютно незаконную норму контролировать силами пограничных органов ценз оседлости кандидатов в Президенты и в депутаты Парламента?

Опять таки, для многих будет сюрпризом, но пограничные органы официально не имеют права и не занимаются накоплением сведений в отношении граждан, потому как это прямое вмешательство в охраняемую Конституцией частную жизнь. Более того, на этом наши уполномоченные органы не остановились и пошли ещё дальше — в соответствии с новыми поправками такие сведения наша сторона может запрашивать у иностранных служб. Впрочем, мы отклонились от темы повествования в область политики.

Возвращаемся к пунктам пропуска. Коротко о нужности и обязательности контроля границы и на границе: предотвращение незаконной миграции, противодействие проникновению нежелательных лиц, представителей незаконных и/или враждебных сообществ; учёт внешнеэкономической деятельности, предотвращение контрабанды, незаконного ввоза и вывоза опасных грузов и/или ценностей — природных, культурных, материальных и тд, взимание таможенных и иных видов обязательных платежей; предотвращение проникновения опасных видов болезней человека, животных и растений; предотвращение экологического и инфраструктурного ущерба стране (несоответствующие установленным нормам большегрузные автомобили портят экологию и дороги).

Это далеко не весь перечень всего того, что государство обязано охранять или исполнять через свои уполномоченные органы. Не для кого не секрет, что многими этими функциями и обязанностями наша страна пренебрегает. И происходит это по давнему преступному сговору государства и общества — власть не желает утруждать себя, а обыватель не хочет, чтобы его ещё как-то ограничивали, доставали.

Пожалуй, на этом мы остановим откровенно скучное повествование о том, как наши корабли должны бороздить просторы Вселенной, а они этого не делают, и перейдём к той части вопроса, которая интересует всех — «кæд сиЧЧысты таможня?». То есть, речи о том, что с нашей стороны хорошо бы было привести в соответствие современным стандартам наши службы и быть не может; нам нужно, чтобы и на российской стороне убрали этот пост.

Выше я попытался раскрыть мысль о том, что «таможня» — концентрация нескольких параллельных контролирующих органов, независимых друг от друга. Убрать хоть один из них в существующих реалиях невозможно. Россия — огромная страна и она такая, что подвержена постоянно всяческим угрозам. Поэтому она не может отнестись также беспечно к своей безопасности и интересам, как это можем себе позволить мы, и оголить свой тыл на участке границы с Южной Осетией. Фактически сегодня российская сторона в Н. Зарамаге по умолчанию осуществляет некоторые функции в наших интересах тоже.

Например, там не пропустят в нашу сторону товары или транспортные средства с превышающим нормы радиационным фоном. Мы все любим посетовать на то, что наши товары и машины пропускают через «рентген», но никто же не задумался из нас никогда о том, что вообще может заехать в нашу микроскопическую страну, если бы на Зарамаге тоже не исполнялись в должной мере функции, как и у нас. Просто вдумайтесь, например, в тот факт, что бесконтрольный ввоз одного килограмма ртути может поставить всю республику на грань экологической и демографической катастрофы.

Идём дальше.

Так как, всё-таки, убрать это бельмо на глазу?

Теоретически, это возможно.

Но будет это выглядеть так и никак иначе: мы должны будем привести своё законодательство в полное соответствие с действующим законодательством России — установить тарифы, налоги, сборы, пошлины на уровне российских, на автомобили — в первую очередь (если таможенные пошлины на авто останутся нынешними, то не только Северная Осетия, но и Якутия будет ездить на наших номерах в случае открытия границы).

Окей, с принятием просто законов на бумаге у нас проблем никогда не было, но вряд ли только это устроит нашего главного союзника и стратегического партнёра. Нам скажут: «Ребята, вы великие молодцы, что имеете смелость принимать законы даже не глядя в них, а мы постараемся проследить за их исполнением. Будьте любезны, подвиньтесь и мы начнём работу в пределах ваших законов».

Хотите пример? Помните ситуацию с пограничными зонами в наших сёлах, когда российские пограничники стали спрашивать у местных или их гостей паспорта и разрешения на въезд в пограничную зону? Думаю, все помнят. Так вот, тогда российские пограничники строго следовали нормативно-правовым актам Правительства Республики Южная Осетия. То есть там, где мы можем махнуть рукой и сказать фразу типа «Алæ-ма, шæуылты журыс, кацо?! Чъребайæгтæ не’стæм?», уполномоченные российские сотрудники нас не поймут и ответят: «Хатыр, уважаемый! Вот в Вашем законодательстве написано, что за хранение вот этого металлического предмета, напоминающего изделие Михаила Тимофеича, Вам положено посидеть 5 лет. Пройдёмте, вахорзахай». Думаю, ход мыслей всем понятен…

Резюмируя всё изложенное, скажу одно: нам всем нужно думать наперёд, когда тянемся за пирожком, сколько он стоит. А не стоять с изумлённым жующим лицом, когда нам называют цену.

Лично моё скромное мнение таково, что мы маленькая страна и у нас свои реалии. Нам не нужно защищать, например, свой автопром дикими заградительными пошлинами. Нам не нужен НДС 20%. Мы можем за счёт разности с Россией всех этих финансово-экономических величин создавать, производить у себя что-то и поставлять на огромный российский рынок. Поверьте, Россия нам даёт эти возможности, все условия для этого есть, все соглашения максимально проработаны и подписаны. По линии таможенного дела уж точно это так, потому что в разработке проектов многих соглашений я участвовал наряду с нашими молодыми, компетентными ребятами и знаю не понаслышке всю историю формирования договорно-правовой базы в торгово- экономических отношениях с Россией. Бывало трудно и годами шли переговоры, но нам удавалось вставлять в подписываемые соглашения статьи и приложения, которые отражали наши интересы. Не было ни разу так, что нам присылали проект какого-то соглашения и мы его слепо подмахивали. Всегда вчитывались, всегда прорабатывали с российскими коллегами и находили консенсус.

Сейчас в обществе у нас сложился тренд на поиск новых каких-то форм взаимодействия с российской стороной (присоедините нас, откройте таможню), оно и понятно — на практике ничего из уже имеющегося арсенала не работает и нам кажется, что если вместо ножовки, которой мы не умеем пользоваться, нам дадут болгарку, то уж тогда мы точно все цепи, сдерживающие наш рывок, срежем! Да ни фига… Мы просто работать не умеем и лень нам учиться. А болгаркой мы просто инвалидами себя сделаем.

Тимур Кокойты

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top