Открытие театра опять под угрозой. Почему во всем обвиняют «гастарбайтеров с севера»?18.05.2018 11:38

Открытие театра опять под угрозой. Почему во всем обвиняют «гастарбайтеров с севера»?Многострадальный театр в Цхинвале, будущий центр культурной жизни и настоящая гордость республики опять не успевает открыться вовремя. На текущий момент в стадии завершения находятся финишные работы.

Признанные мастера изобразительного искусства, заслуженные художники из Северной Осетии Аслан Хетагуров и Захар Валиев уже закончили росписи Нартских небожителей на потолке театра. Но сразу после сдачи работы на всю республику разгорелся громкий скандал.

Заказчики утверждают, что изначально художники получили другой эскиз в качестве образца для работы и выполнили его очень своеобразно, в какой-то другой, свойственной только им манере. Однако ситуация уже вышла далеко за пределы хорошо известной всем формулировки: «я художник, я так вижу».

В адрес признанных мастеров кисти из дружественного субъекта РФ посыпались многочисленные оскорбления в устной форме, в соцсетях и даже в официальных СМИ. Как только не называли приглашенных специалистов из РСО: «гастарбайтеры с севера», «высокомерные хамы и бездари», «враги Осетии», «нарушители канона», «наемники» и это далеко не полный список выражений, уже слетевших из уст многих достаточно известных людей в РЮО.

В свою очередь Аслан Хетагуров и Захар Валиев утверждают, что выполнили свою работу добросовестно и готовы отвечать за каждый мазок кисти. Приезжие специалисты считают, что вся поднятая шумиха и скандал созданы искусственно, чтобы не выплачивать художникам вторую, достаточно приличную часть гонорара.

Кто прав?

В сложившейся ситуации очень сильно возмущает один факт. Как люди, большинство из которых не разбирается в искусстве, позволяют себе так резко критиковать признанных, пусть и не в нашей республике художников?

Настоящую критику отличают конструктивные замечания и, как минимум, отсутствие ругательных выражений. В оборотах речи критиканов (язык не поворачивается назвать их по-другому) из РЮО, наоборот, сплошь и рядом преобладают оскорбительные эпитеты, многие из которых, по-хорошему, тянут на полноценное обращение в суд с целью защиты профессиональной репутации, а также личной чести и достоинства обоих художников.

Подобная, слишком резкая, грубая критика выглядит тем более не уместно с учетом того, что специалисты уже неоднократно получали высокую оценку своей творческой деятельности у себя на родине в Северной Осетии в Европе.В частности Захар Валиев расписывал православный центр сербской общины в Словении.

Художник, получающий звание заслуженного, добивается этого не вдруг и не сразу. Многие творческие люди тратят на это всю жизнь или как минимум добрую половину своего творческого пути: учатся в профильном училище или колледже, заканчивают институт, после чего погружаются в активные творческие поиски себя, как художника, пишут картины, устраивают выставки, выслушивают конструктивную, интеллигентную критику коллег и только после этого позволяют себе претендовать на звание заслуженного художника своего региона.

Неужели все это делается для того, чтобы в последствии, после выполнения очередного ответственного и важного заказа услышать за спиной окрики «хам» и «бездарь»? Неужели вы думаете, что интеллигентные люди, посвятившие свою жизнь изобразительному искусству целенаправленно способных халатно относится к выполнению работы и вести себя неподобающим образом?

В сложившейся ситуации складывается впечатление, что все происходит с точностью до наоборот. Заказчик-самодур сам толком не знает, какой результат хочет получить, поскольку не разбирается в искусстве. При этом его переполняет злость от собственной несостоятельности, но, за неимением аргументов приходится пускать в ход все грубые слова, которых человек успел нахвататься за всю свою долгую жизнь.

Дело не только в художниках

Качество работы приезжих специалистов может оценить только компетентная комиссия из людей, имеющих отношение к искусству. Тем более что фрески действительно сделаны и, как говорится, остаются на своем месте.

Чего нельзя сказать о качестве внутренней отделки. Вот здесь работу «левой ногой» видно невооруженным глазом. Согласитесь, не нужно быть прорабом с десятилетним стажем, чтобы понять — новая штукатурка не должна сыпаться на головы посетителей театра. Что и происходит сейчас, правда, пока еще в закрытом помещении.

Почему со стороны заказчика не слышны крики о «бездарях» и «криворуких специалистах» в случае с кое-как нанесенной штукатуркой? Почему падающие на голову стройматериалы устраивают всех и вся? Может быть действительно все дело в деньгах? Очень похоже, что в одном случае они уже поделены «по-братски», а в другом перераспределение крупных сумм еще остается под очень большим вопросом.

Фатима Гаглоева

 

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top