Осетинский язык под угрозой исчезновения! – как живут осетины в Турции09.08.2017 09:12

 

12109320_10153624937524590_987020635007441204_nДалеко от Южной и Северной Осетии, в Стамбуле есть осетинское общество «Алан», которое объединяет всех осетин в Турции. Оно создано с целью сохранения родного языка, культуры, традиций предков. В течении 12 лет обществом бессменно руководил Ремзи Йылдырым (Хъаныхъуаты). Он также является членом Международного общественного движения «Высший совет осетин» (ранее «Стыр ныхас»). Впервые Хъаныхъуаты Ремзи был в Осетии в 1978 г., и тогда это было связано с определенными сложностями.

Корреспондент «Ныхас.ру» связался с Ремзи Йылдырым (Хъаныхъуаты), который рассказал нам о том, как живут осетины в Турции, в каком они находятся состоянии, какие у них проблемы…

Следует отметить, что осетины переехали в Турцию в 1860-х гг. вместе с генералом Мусой Кундуховым, и основали там  ряд сел. Однако в настоящее время в Турции осталось только два осетинских села. Одно их них – Конакозу (осетины называют его Хъонæуыз). Оно находится в 950 километрах от Стамбула, возле г. Сивас. Постоянно там проживает всего 2 семьи. В летний период население увеличивается до 5 семей. Село основали в 1862 г. 5 семей из фамилии Хъаныхъуатæ.

Позднее в это село переселились представители фамилий Слонатæ (Дударатæ), Баллатæ, Maмсыратæ, Цæлыггатæ и Куцыггатæ. Несмотря на то, что село почти опустело, жители сохранили за собой земли, которые принадлежали их семьям. Об этих селах и осетинских фамилиях, в Северной Осетии-Алании была выпущена книга «Ныхас фыдыбæстæимæ» («Разговор с отчизной»).

По официальным данным, всего в Турции живет около 20 тысяч осетин, но, по словам самих членов осетинской диаспоры в Турции, точных, достоверных данных не имеется.
В этой связи надо отметить, что члены диаспоры считают, что наименование «турецкие осетины» неправильное. Никто же не говорит к примеру, «русские осетины» или «российские осетины». Правильнее называть «осетины в Турции» или «осетины, живущие в Турции».

Как рассказывает Ремзи, все осетины, проживающие в Турции,записаны на турецкие фамилии, хотя все знают свои настоящие фамилии. Те имена осетин, которые по звучанию стояли близко к турецкому, были изменены незначительно. Остальные поменяли полностью. Осетинские имена были запрещены. Это было сделано потому, что по турецким законам все, кто живет в Турции, считаются турками.

До 1960-х гг. осетины в Турции жили в отдельных осетинских селах. Это помогло им сохранить язык и традиции в нетронутом виде, оградить их от ассимиляции. Но в 1970-х гг. осетины стали переселяться в города и оседать по всей Турции. Несмотря на это, они по большей части сохранили связи и общение между собой. Однако в то же время есть немалая часть тех, кто утратил этнические связи с осетинской диаспорой.

Диаспора имеет тесные связи с Осетией. Так, несколько дней назад, 3 августа в Турции завершился фестиваль осетинского пива. Мероприятие посетили министр культуры РСО-Алания Руслан Мильдзихов, и министр по вопросам национальных отношений РСО-Алания Аслан Цуциев.

Кроме того, в открывшемся в Северной и Южной Осетии этнолагере «Аланский след» принимают участие 10 представителей молодежи из числа осетин, проживающих в Турции.

Относительно проблемы осетинского языка в Турции, по словам Ремзи, она остается угрожающей. Язык находится под угрозой исчезновения. Тенденции в этом плане такие же, как и в целом в самой Осетии.

Ситуация усугублялась тем, что в Турции никогда не разрешалось изучать родной язык в школах. Язык учили только в семейном кругу. К примеру, в Турции проживает 20 миллионов курдов, однако у них тоже не было права изучать курдский язык в школах.

Тем не менее, в последнее время турецкие власти разрешили обучение осетинскому языку в школах. Хотя для этого количество осетин в одной отдельной школе должно быть не менее 10 учеников, и они должны получить разрешение. Но такого числа в одной школе фактически не бывает. И поэтому это послабление также не спасает ситуацию с проблемой осетинского языка в Турции.

Несмотря на то, что в указанным обществе «Алан» есть программы по изучению осетинского языка, но там тоже имеются сложности. К примеру, в Стамбуле проживает около 20 миллионов человек. Часто собраться бывает непросто, у всех работа, другие дела… Такое же положение и в других больших городах.

В то же время можно заметить, что у активистов диаспоры и общества «Алан» есть стремление к изучению родного языка и культуры. Те, кто знает язык, стараются общаться в семье на осетинском, но основным языком общения является все же турецкий. Так, упомянутый Хъаныхъуаты Ремзи начал изучать осетинский язык после того, как приехал в Стамбул и поступил в университет. Учителей и помощников в этом у него не было. Использование кириллицы было под запретом. Поэтому он изучал язык, не афишируя это. Тогда он умел говорить на осетинском только одно слово – «да». В настоящее время он говорит и пишет по-осетински без проблем. (Это к вопросу о том, что нам трудно учить язык, для которого создаются все условия).
Ранее члены осетинской диаспоры в Турции поддерживали небольшие связи с осетинами, проживающими в Сирии. Однако после начала там гражданской войны, контакты оборвались.

В августе 2008 г. члены общества «Алан» образовали общетурецкий чрезвычайный комитет во главе с Хъаныхъуаты Ремзи. В его составе также были абхаз и кабардинец. Комитет проводил акции и общественные мероприятия с целью остановить агрессию Грузии против Южной Осетии и рассказать о событиях в республике. Важно то, что в этом вопросе осетинам высказали солидарность многие представители кавказских народов, проживающих в Турции. Они также принимали участие в акциях чрезвычайного комитета.

«Аланом» в настоящее время руководит Хъусаты Садреттин. Там образован совет в составе 7 человек. Секретарем является Пухаты Жале. Также в совете состоит Хъаныхъуаты Пынар. Осетинским языком на хорошем уровне владеют Хъусаты Садреттин и Пухаты Жале. Остальные члены совета знают язык хуже, однако стараются изучить его. Совет избирается сроком на один год. Его члены стараются давать возможность избираться тем, кто хочет и может принести пользу деятельности общества. Также они пытаются помогать молодежи.

Мари Джиоева

19437372_10155361495679590_4683455983367251172_n

11825012_10153440954144590_4002356204226439252_n11755081_10153438054949590_8392181209406926790_n12009826_10206967385175029_6821583409676825827_n

 

Просмотров:

Добавить комментарий



Яндекс.Метрика
Top