Правовые аспекты конфликта в Южной Осетии14.04.2014 10:24

ossetiaСредства массовой информации, анализируя конфликт между Грузией и Южной Осетией, незаслуженно обходят молчанием правовые аспекты проблемы. Между тем, анализ ситуации с точки зрения современного права может дать достаточное количество новых данных, которые позволят по-новому взглянуть на уже известную проблему. Первое, на что стоит обратить внимание – правовой статус Южной Осетии. Единого определения государства в современной науке нет и, вероятно, быть не может – пока есть научные школы в количестве отличном от единицы, надеяться на единообразие терминологии не приходится.

Впрочем, в данном случае я остановлюсь на достаточно нейтральном толковании термина: государство – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.В зависимости от того, какой точки зрения придерживается СМИ, регион именуется то «непризнанной республикой», то «регионом Грузии», то «осетинским анклавом». Единого мнения по этому вопросу нет, но это связано скорее с политическими разногласиями, чем с международным правом, ибо юридически ситуация совершенно ясная. Формально Южная Осетия входит в состав Грузии, фактически это не соответствует действительности. 
В Конституции Грузии Южная Осетия упоминается как один из регионов, обладающих весьма ограниченным суверенитетом, однако это не может служить основанием для того, чтобы не считать Южную Осетию самостоятельным государством. Ничего общего между Грузией и Южной Осетией нет: валюта, вооруженные силы, институты государственной (исполнительной, судебной и законодательной) власти, герб, флаг – все эти признаки указываю на то, что граждане Южной Осетии воспринимают себя как единое самодостаточное государство – вопреки Конституции Грузии.

То, что Южная Осетия является непризнанной республикой, не должно вводить в заблуждение. Негативный оттенок, которым наделен данный термин в некоторых СМИ, не имеет под собой никакого основания – непризнанных государств на земном шаре гораздо больше, чем предполагает обыватель. Понятие «непризнанное государство» значит «государство, не признанное мировым сообществом либо его участниками», и не более того.

Строго говоря, по состоянию на лето 2009 года в мире насчитывается 24 «частично признанных государства», среди которых можно увидеть и вполне знакомые наименования – Чехия, Словакия, Лихтенштейн, Республика Кипр, Тайвань, Палестина. Здравомыслящий человек не будет отрицать, что Словакия и Чехия – вполне адекватные субъекты международного права, в этом смысле мало чем отличающиеся, скажем, от США или от Франции. Применение по отношению к Южной Осетии, да и к Абхазии выражения «непризнанное государство» (в настоящее время применяется термин «частично признанное государство», но суть осталась неизменной) не является, да и не может являться оскорблением.

Является ли Южная Осетия самостоятельным государством? Несомненно. В международном праве это называется «право на самоопределение», и толкование этого термина есть в достаточном количестве документов.

В 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят международный пакт «О гражданских и политических правах». По состоянию на начало 2009 года данный пакт имеет обязательную силу для 164 государств, в том числе и для Грузии. В первых же строках данного документа содержится следующий текст.

    1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
    2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

В дальнейшем право народа на самоопределение находит свое развитие в самых разных актах международного права – например, в Хельсинском заключительном акте 1975 года содержатся следующие строки.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

На территории Южной Осетии имеет хождение российский рубль, а не грузинское лари. Южная Осетия управляется самостоятельно избранными органами государственной власти. Вооруженные силы Южной Осетии абсолютно самостоятельны. Этнически осетины и грузины – разные национальности. Осетины не отождествляют себя с Грузией. Южная Осетия выступает как самостоятельный субъект международного права. Соответственно, Южная Осетия – суверенное государство, тем более что право народа на самоопределение никто не отменял, а Грузия обязана его уважать, ибо является членом ООН и участником Международного пакта о гражданских и политических правах.

Агрессивные действия Грузии против Южной Осетии, которые имели место летом прошлого года, нарушают приличное количество актов международного права. Весьма вероятен тот факт, что Грузия формально не вступила в НАТО в том числе и по этой причине – международное сообщество испытывает справедливые опасения, ибо предсказать действия страны, которая попыталась провести показательный этноцид в пределах собственных границ, фактически невозможно. Игнорирование норм международного права сыграло с Грузией злую шутку – всерьез данную страну на международной арене не воспринимают. Попытавшись подавить всплеск сепаратизма в Южной Осетии, Грузия нарушила один из пунктов Устава ООН.

Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций.

Удивительно, что Грузия не лишилась членства в ООН (хотя, если учесть протекцию со стороны США, как раз ничего удивительного в этом нет).

Что касается этнического геноцида (этноцида), то ситуация здесь вполне ясная. Этнически и исторически между осетинами и грузинами различий больше, чем сходств. Никто не отрицает, что осетины являются этническим меньшинством. История конфликтов между грузинами и осетинами насчитывает не одну сотню лет, и причина этого – как раз серьезные этнические различия. Юридически действия Грузии летом прошлого года однозначно можно квалифицировать как попытку этноцида. Этнические чистки – достаточно серьезное нарушение международного права. “Конвенция о предупреждении и наказании преступления геноцида” от 9 декабря 1948 г. неплохо иллюстрирует отношение стран к данному преступлению.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 96 (I) от 11 декабря 1946 года объявила, что геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям Организации Объединенных Наций, и что цивилизованный мир осуждает его…

Действия Российской Федерации во время «горячей» фазы конфликта представляются мне юридически адекватными. Никаких доказательств того, что миротворческий контингент ВС РФ превысил полномочия, предусмотренные соответствующим мандатом, нет. Следует заметить, что после операции вооруженных сил Грузии «по охране конституционного порядка» осталось достаточное количество доказательств, что подтверждается данными СКП РФ.Все-таки 30 000 вещественных доказательств, 380 томов уголовного дела, показания 1000 свидетелей и 5315 пострадавших сбрасывать со счетов нельзя.

К сожалению, конфликт, перешедший из стадии «горячей» в вялотекущую, еще далек от благополучного разрешения. Учитывая то, что расследование еще далеко от завершения, а официальная позиция мирового сообщества по этому вопросу еще не сформировалась, делать какие-либо выводы преждевременно. Прогнозировать развитие ситуации бессмысленно – ситуация может измениться еще не один раз.

Владимир Беляев

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
Top